Почему нефть дешевеет а бензин дорожает
Перейти к содержимому

Почему нефть дешевеет а бензин дорожает

  • автор:

Почему бензин дорожает, когда нефть дешевеет?

Бензин в России дорожает ударными темпами. За неделю с 15 по 21 марта литр горючего вырос в цене на 12 копеек, до 47,31 рубля. Неделей ранее топливо стало дороже на 10 копеек, до этого — еще на 12 копеек. С начала года горючее выросло в цене на 2,7%. Для сравнения: за прошлый год стоимость бензина увеличилась на 2,1-2,4%, говорится в сообщении министерства энергетики со ссылкой на данные Росстата.

С декабря по март цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 на Санкт-Петербургской бирже увеличились более чем на 18,5%, до 53,6 тысячи рублей и 55,3 тысячи рублей за тонну соответственно. Это исторический максимум.

Статья по теме

Горючее в России дорожает при любой ситуации: когда растут цены на нефть и когда падают (в других странах при падении сырьевых котировок бензин дешевеет). Замминистра энергетики Павел Сорокин объяснил, почему так происходит.

Первая причина, по словам Сорокина, в том, что бензин в России продается в рублях. «Обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот. Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках ее стоимость в рублях обычно меняется не сильно. <. >Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился», — цитирует замглавы Минэнерго «Комсомольская правда».

Во-вторых, как отметил Сорокин, темпы роста цен на горючее в 2% практически не отличаются от темпов роста общей инфляции. Он напомнил, что для сдерживания подорожания бензина в рамках инфляции правительство ввело демпферный механизм: при высоких экспортных ценах на сырье нефтяники получают от государства компенсацию в виде отрицательного акциза, при низких экспортных ценах нефтяники должны делать взносы в бюджет.

«И третий момент — бизнес всегда неохотно идет на снижение розничных цен. К сожалению, это свойственно коммерческому сектору. Поэтому и до демпфера при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел», — отметил замминистра.

«Нефтяные компании из-за падения сырьевых котировок несут большие финансовые потери после и могут попробовать их компенсировать за счет потребителей. К этому нефтяников подталкивают и карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса и инфляция», — поясняет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Ранее Министерство энергетики повышение цен на горючее связывало с сезонным спросом и морозами.

«Текущее изменение цен нефтепродуктов в рознице в первую неделю марта связано с общим изменением индекса потребительских цен с начала года, колебаниями оптовых цен внутреннего рынка на фоне сезонного роста спроса на топлива, а также частично возросшего на фоне заморозков спроса на основные топлива», — говорится в сообщении Минэнерго, которое передает ТАСС.

Что будет с ценами на бензин в 2021 году?

В этом году динамика цен на бензин не выйдет за границы инфляции, прогнозировало Минэнерго в январе. Инфляция, напомним, уже вышла за пределы таргета Центробанка в 4%: в феврале темпы роста потребительских цен ускорились до 5,7% (в годовом выражении).

В Независимом топливном союзе (НТС) не исключают, что к концу года стоимость бензина при неблагоприятном сценарии может подскочить на 14%. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на письмо Союза премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в НТС предлагают правительству принять дополнительные меры для стабилизации топливного рынка: снизить акцизы на бензин и дизель, отменить демпферный механизм и увеличить нормативы на бирже. В письме говорится, что биржевые и розничные цены на горючее прежде всего выросли из-за увеличения индексов экспортной альтернативы (их еще называют нетбэками).

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Статья по теме

«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года», — отмечают в НТС.

Также с этого года увеличились параметры расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для бензина и дизтоплива. Нетбэки опять же растут из-за увеличения налоговой нагрузки. Авторы письма отмечают, что в конце марта начнется сезон повышенного спроса, из-за которого есть вероятность выхода цен на топливо за пределы инфляции, как это было в 2018 году.

В Минэнерго ответили, что правительство и нефтяники приняли меры реагирования на рост оптовых цен. Павел Сорокин не поддержал отмену демпфера: «Одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортное альтернативой и ценой внутреннего рынка. Его отмена лишит рынок защитного механизма», — сообщил замминистра.

Сорокин отметил, что ситуация с ценами стабилизировалась, на автозаправках топливо дорожает в пределах инфляции.

Почему нефть дешевеет, а бензин в РФ дорожает

1352.png

Цена на нефть постоянно изменяется, и когда она в очередной раз падает, многие автомобилисты с нетерпением ждут, что стоимость бензина на автозаправках тоже снизится, но происходит такое явление крайне редко, а если и происходит, то горючее дешевеет всего на несколько копеек. В большинстве случаев оно, наоборот, дорожает. И в такие моменты у многих возникает вопрос — почему так происходит? Цена на бензин в России практически никогда не падала, когда нефть дешевела, а ведь именно из черного золота делают топливо. Давайте рассмотрим основные причины, почему динамика цен на бензин в РФ не изменяется при дешевеющей нефти.

Влияет ли каким-то образом стоимость черного золота на цену литра горючего

Нефть, а если говорить точнее, то именно цена на нее, — далеко не ключевой фактор в структуре ценообразования за один литр бензина. Не только в РФ, но и в других странах Европы, огромную долю из стоимости литра горючего нефтеперерабатывающие предприятия отчисляют в государственный бюджет. Возьмем, например, бензин с высоким октановым числом марки АИ-95. В его литре процент налогов в виде акцизов и НДС составляет целые 36%, плюс ко всему добавляют еще и НДПИ, в итоге государству нужно отдать 55% из каждого литра бензина. Другими словами, когда водитель платит на заправке, допустим, 38 рублей за один литр горючего, то 21 рубль из этой суммы сразу уходит государству, поэтому продавать бензин дешевле 21 рубля АЗС не может даже чисто теоретически.

Так какой же вклад нефти в стоимость одного литра бензина? Минимальный. Как отечественные, так и зарубежные АЗС формируют свою ценовую политику, ориентируясь не на котировки на мировом рынке, а на цены горючего, которые устанавливают нефтеперерабатывающие заводы. Те, в свою очередь, смотрят не на стоимость барреля нефти, а на предложение и спрос. Например, прошлым летом черное золото упало в цене, но бензин при этом не дешевел, наоборот, даже дорожал, и все потому, что существенно вырос спрос на него из других стран. И такая логика образования цен, когда они реагируют не на саму нефть, а на существующую конъюнктуру, на российском рынке утвердилась достаточно давно. Плюс ко всему, стоимость горючего в России постоянно подвергается специфике налоговой и финансовой системы.

1353.png

Акцизы как первая причина подорожания бензина на фоне падающей нефти

Если в других странах налоги на энергию остаются неизменными на протяжении нескольких десятков лет, то в РФ ставки акцизов регулярно увеличивают. Почему так происходит? Потому что поступления от нефтегазового комплекса формируют основной хребет бюджета страны, поэтому, чем стремительнее падает цена на нефть, тем выше Министерство Финансов РФ поднимает акцизы и налоги, в связи с этим дорожает топливо, в том числе и бензин.

Другими словами, зависимость цен от нефтяной котировки в России наблюдается, но только обратная, поскольку есть определенные параметры бюджета, и его фактическая доходная часть, которая должна в любых условиях соответствовать плановым показателям.

Как колебания курса доллара влияют на стоимость литра топлива

1354.png

Еще одна причина, по которой бензин начинает стоить дороже при падающей нефти — линейная связь между мировыми ценами на нее и курсом доллара. Если черное золото выросло в цене, то рубль укрепляется. Стоимость одного барреля упала? Национальная валюта стала слабее. Нужно также понимать, что цены на нефть, которую используют для внутренней переработки, практически не изменяются в рублевом эквиваленте, поэтому бензин и не дешевеет.

Сезонность как еще одна причина изменения стоимости бензина во время падения цен на нефть

Несмотря на то что нефтеперерабатывающие предприятия в России бесперебойно производят горючее круглый год, фактор сезонности, все же, оказывает свое влияние на объемы его потребления. Летом, когда начинается период отпусков у россиян, спрос на бензин возрастает и начинает опережать мощности отечественных нефтеперерабатывающих компаний. Непроизвольно на рынке формируется дефицит горючего, который, в свою очередь, обусловливает рост оптовых цен на него.

Как инфляция влияет на стоимость бензина

Когда инфляция в стране высокая, бензин дорожает даже при условии того, что стоимость нефти остается неизменной или падает. Прямое тому доказательство — показатели за прошедшие годы. Так, в 2016 году официальная инфляция в РФ составляла 5,4%, в 2017 году — 2,5%, в 2018 году — 4,27%. В 2019 году ее темпы замедлились, и она не превышала 3,05%. В 2020 году инфляция опять выросла и составляла уже 4,9%. В 2021 году ее уровень не превышал 4,7%.

При таких показателях становится ясно, что сохранить цены на бензин, которые были в 2016 году, просто невозможно. По расчетам, только из-за инфляции в 2022 году цена за 1 литр горючего на отечественных заправках должна была держаться на уровне 51 рубля, фактические цены, которые мы наблюдали в прошлом году, были ниже.

Налоговый маневр и валютные игры, их роль в ценообразовании одного литра бензина

1355.png

Давайте вспомним, сколько стоил 1 евро в 2017 году. За валюту в течение всего года предлагали от 66 до 88 рублей. Доллар в это же время покупали по 60–79 рублей. А теперь сравним показатели за 2022 год. Курс евро колебался в пределах 56–64 рублей, средний курс доллара составлял 65 рублей. Другими словами, валюта 5 лет назад стоила даже немного дороже, чем сейчас. Такая же ситуация и с бензином. Если сделать простой пересчет, становится ясно, что в валюте стоимость горючего за прошлые годы практически не изменялась, поэтому небольшие подорожания и удешевления топлива на внутреннем рынке можно смело назвать своеобразной коррекцией.

Если прибыль заправок не зависит от курса валют, то прибыль нефтяных компаний напрямую с ним связана. Как уже отмечалось, когда нефть падает в цене, валюта становится сильной, а рубль — ослабевает. Компаниям в таких условиях выгоднее экспортировать горючее, они зарабатывают в валюте, а тратят в рублях.

Когда нефть дорожает, рубль укрепляется, наблюдается стремительный рост прибыльности продаж топлива внутри РФ. Но от этого экспорт не становится менее выгодным.

До 2015 года многие нефтегазовые компании из-за того, что цены на экспорт были гораздо выше, чем те, что держались на внутреннем рынке страны, создавали искусственный дефицит топлива. Такое положение дел негативно сказывалось на простых россиянах и шло вразрез с интересами государства. В 2015 году правительство впервые прибегло к «налоговому маневру». В чем его суть? Правительство начало постепенно снижать пошлину на экспорт, но в это же время повышало налог на добычу полезных ископаемых и акцизы.

Ввели демпфирующий механизм, который сдерживал цены на топливо на внутреннем рынке. Если цена на экспорт выше той, которая установлена на внутреннем рынке РФ, государство возмещает нефтегазовым компаниям часть разницы, это позволяет сдерживать рост цен на горючее внутри страны. Если же стоимость бензина на внутреннем рынке выше, чем экспортная, то нефтяные компании перечисляют в бюджет государства часть получаемой «сверхприбыли» от продаж внутри РФ. Демпфирующий механизм успешно функционирует по сегодняшний день.

Подводя итог, можно сказать, что нефть в ценообразовании горючего является далеко не основополагающим фактором, поэтому, даже если она дешевеет, не следует рассчитывать на существенное изменение цифр на табло автозаправок.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет

Фото Aaron McKenzie Fraser / Bloomberg via Getty Images

Нефть, точнее цена нефти, не является доминирующим вкладом в структуре цены литра. И в европейских странах, и в России львиная доля в цене литра отстегивается в бюджет государства. Так, например, в литре российского высокооктанового бензина марки Аи95 доля налогов в виде акциза и НДС (налога на добавленную стоимость) составляет 36%, но к ней следует добавить еще НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), и тогда доля государства достигает 55%.

То есть из 38 рублей за каждый литр, оплаченный водителем на АЗС, 21 рубль отчисляется государству. Понятно, что дешевле 21 рубля за литр бензин на АЗС даже теоретически быть не может.

В Германии налоги еще выше, чем в России. По данным Deutsche Welle, доля налогов в структуре литра 95-го достигает 70%. И здесь такая же, как и в России, структура – налог на энергию – эквивалент наших акцизов и НДС – 19%.

Что же касается вклада нефти в цену литра бензина или дизеля, то, по признанию Deutsche Welle, он неощутим. Немецкие бензоколонки ориентируются не на нефтяные котировки, а на цены НПЗ в Роттердаме. А те, в свою очередь, опять-таки реагируют не на цену барреля, а на текущую конъюнктуру спроса и предложения и приводят пример: «Прошлым летом нефть дешевела, но бензин тем не менее в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США».

Такая же, почти один в один, логика ценообразования утвердилась и на российском рынке. Цены на АЗС реагируют на конъюнктуру, а не на нефть. Но, несмотря на совпадение общих подходов к ценообразованию, российские цены на топливо подвержены специфике финансовой и налоговой системы страны.

Первое – это акцизы. В Германии налоги на энергию (аналог акциза), а это 65,4 евроцента в литре бензина и 47 евроцентов в литре дизеля, не повышались 13 лет, с 2003 года.

В России ставки акцизов за такой же период увеличены на бензин почти в пять раз, с 1,6 до 7,6 руб./литр, на дизель – в восемь, с 0,5 до 4,4 руб./литр. Германия может себе позволить не повышать налог на топливо, в России же поступления от нефтегазовых компаний являются хребтом бюджета, а потому чем ниже мировые цены на нефть, тем круче Минфин повышает внутренние налоги и акцизы, а соответственно, и цены. То есть реально зависимость цен от нефтяных котировок в стране существует, но это обратная зависимость. А вопрошающим, почему цены на АЗС не падают вслед за сырьем, следует адресовать внимание к параметрам российского бюджета, хотя бы к его доходной части.

Второе – это жесткая, почти линейная связь между курсом доллара и мировыми ценами на нефть. Чем дешевле нефть, тем слабее рубль. То есть цены на нефть для внутренней переработки в рублевом эквиваленте практически не снизились. Так, при стодолларовой цене барреля его цена в рублевой зоне оценивалась на уровне 3700 руб./т. Баррель подешевел вдвое — с $100 до $50, а в рублях лишь на 13%, до 3200 руб./т.

Третье – это яркая сезонность в сегменте бензина. Несмотря на то что российские НПЗ в целом по году выпускают достаточное количество автомобильного бензина для удовлетворения внутреннего спроса, в сезон летних отпусков спрос на бензин опережает мощности отечественных НПЗ. В итоге на рынке формируется дефицит, из-за которого оптовые цены на бензин взлетают почти на 20%.

Типичное поведение биржевых цен на бензин марки Аи92 в 2015 году представлено на диаграмме, где сплошная красная кривая – это статистика биржевых (оптовых) цен на протяжении года. Первый всплеск, пришедшийся на февраль, отображает рост налоговой нагрузки на отрасль в 2015 году, а вторая фаза роста на 20% по времени совпадает с летним периодом, после которого цены к концу года возвращаются к уровням начала года.

Если бы розничные цены следовали точно в соответствии с оптовыми, как это принято на западных рынках, то и они (на диаграмме пунктирная красная линия) дали бы летний прирост порядка 20%. Реакцию водительского сообщества на такое поведение цен, полагаю, нетрудно представить. Однако российские регуляторы рынка в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) таких колебаний не допускают. В мягкой форме, в виде прогноза руководители службы публично высказывают мнение, что цены на АЗС, конечно же, могут вырасти и вырастут, но темпы роста при этом будут оставаться в русле годовой инфляции, а возможно, и не превысят ее. И прогнозы ФАС сбываются на 100%. Так, в 2014 году годовая инфляция зарегистрирована на уровне 11,4%, а бензин подорожал лишь на 7-8%, дизельное топливо – на 3%. В 2015 году инфляция составила 12,9%, а цены на топливо — вдвое ниже: бензин – плюс 6%, дизель – плюс 3%.

Характер поведения розничных цен представлен на диаграмме сплошной синей линией. Цены на АЗС в начале года стартовали на значениях 34,80 руб./литр, в высокий сезон спроса перестроились к уровню 34,80 руб./литр и на этом значении завершили год, несмотря на то что оптовые цены во второй половине года резко снижались. Средняя цена по году составила 33,70 руб./литр. А если бы ФАС не вмешивалась в ценовую политику нефтяных компаний на розничном рынке, то цены на АЗС гуляли бы в таких же пределах, что и оптовые (прерывистая красная линия на диаграмме), а средняя цена по году составила бы (внимание!) 33,80 руб./литр, практически неотличимых от регулированных антимонопольщиками. И в этом позитив для рынка. Иначе на пустом месте получили бы «марши пустых канистр», недовольство огромной армии автовладельцев, пожары в гаражах и на балконах запасливых автомобилистов.

Стабильная Россия: Нефть дешевеет, бензин дорожает

Только в России бензин дорожает в двух случаях – когда цены на нефть растут, и когда они понижаются. Забайкальский край тоже ощущает на себе сильный рост стоимости автомобильного топлива. За несколько недель, цена на горючее поднялась на несколько рублей. И это в то время, когда нефть дешевеет. Сравнивая с другими странами, Россия остаётся лидером в умении максимально быстро поднять и удержать высокую стоимость на горючее топливо. Сейчас, например, в Забайкалье средняя цена на бензин марки 92 составляет 49 рублей, а марки 98 – 55 рублей и выше.

Артур САРКСЯН – председатель всероссийского общества автомобилистов в Забайкальском крае:

«Буквально за последние полтора месяца у нас цены поднялись на три рубля. Это очень ощутимо, и очень тяжело для всех автомобилистов, для нашего народа. С этими связано всё – продукты питания, образование, да абсолютно всё. Это всё связано с бензином. У меня сейчас такое впечатление, что наше правительство привязало наши жизни к этой нефти. Богатейшая страна, где есть все ресурсы, а они на нас всё деньги поднимают».

Краевые власти объясняют рост цен исходя из оптовой стоимости на бензин. Ограничительные мероприятия закончены, логистика начинает набирать обороты. Люди тоже стали чаще ездить на личном транспорте. Пожалуй, лучшее время для получения большей прибыли из карманов потребителей бензина. А топливо не просто дорожает, в некоторых районах наблюдается даже его дефицит. И проблема в том, что вопросы ценообразования на нефтепродукты не регулируются государством. Хозяйствующие субъекты на рынках нефтепродуктов самостоятельно определяют поставщиков, решают вопросы установления цены.

Артур САРКСЯН — председатель всероссийского общества автомобилистов в Забайкальском крае:

«Бензин сегодня по району – 51 рубль АИ-95. Ну куда это? 50 рублей АИ-92. Бедные жители районов нашего края. Как они вообще? Сейчас урожай собирать. И завтра они картофель по какой цене будут продавать? Наш бензин упал ниже плинтуса. Стал 12 долларов за баррель. И ни одна заправка не снизила даже на рубль».

Забайкальский край не имеет собственных предприятий сырьевой и нефтеперерабатывающей промышленности. Ближайшая нефтеперерабатывающая компания находится в Иркутской области. Нефтепродукты ввозятся из других регионов Российской Федерации железнодорожным транспортом и цена их объективно выше, так как содержит расходы на транспортировку. По результатам мониторинга розничных цен, признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено. Причиной такого уровня цен в Забайкальском районе являются значительные производственные затраты и рост оптовых цен поставщиков, расположенных за пределами региона. В дальнейшем при наличии признаков нарушения законодательства будут приняты меры антимонопольного реагирования. Но, спросил ли кто-нибудь людей, а могут ли они позволить себе покупать бензин по такой высокой стоимости?

— «Конечно, все чувствуют. Кто по карману чувствует, кто по питанию».

— «Доступная ли сейчас стоимость бензина для водителей? – Ну нет конечно. Я вот заправил сейчас 10 литров и всё. – Сколько в месяц тратите на заправку? – Больше теперь пешком хожу».

— «Допустимая для вас сейчас стоимость бензина, как для потребителя? – Допустимая, но не желательная. Опять без всяких объяснений подняли. Цена завышена явно, и по непонятным причинам».

Сможет ли Россия и Забайкальский край в том числе, когда-нибудь похвастаться доступной стоимостью на бензин? Этот вопрос волнует многих. Странно наблюдать за тем, как в других странах топливо держит низкую цену, в то время, как российские монополисты используют богатства страны с выгодой для себя, но никак для доступности потребителям. Люди уже не верят, что автомобильное горючее сможет упасть в цене даже при низкой стоимости нефти.

Виктор Соловьёв, Дмитрий Пинигин. ЗАБТВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *