Какие типы сцеплений нашли наибольшее распространение на отечественных автомобилях
Перейти к содержимому

Какие типы сцеплений нашли наибольшее распространение на отечественных автомобилях

  • автор:

Тест № 8 "Сцепление автомобиля"

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Целью настоящих тестов является закрепление студентами знаний, полученных при изучении теоретического материала по теме «Сцепление», входящей в состав МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессии 23.01.03 «Автомеханик». Тесты составлены в соответствии с требованиями программы профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессии 23.01.03 «Автомеханик.

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называется агрегат трансмиссии автомобиля, предназначенный:

для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения?

Варианты ответов
  • сцепление
  • коробка передач
  • раздаточная коробка
  • карданная передача
Вопрос 2

Из каких частей состоит механизм сцепления автомобиля?

Варианты ответов
  • из кожуха, ведущего и ведомого дисков, выжимных рычагов и нажимных пружин
  • из кожуха, ведомого диска, гасителя крутильных колебаний, ступицы ведомого диска
  • из кожуха, гасителя крутильных колебаний, ведомого диска, фрикционных накладок ведомого диска
Вопрос 3

Какие причины могут вызвать пробуксовку сцепления?

Варианты ответов
  • снижение упругости или поломка нажимных пружин
  • замасливание фрикционных накладок
  • отсутствие свободного хода педали
  • все вышеперечисленные
Вопрос 4

Какой элемент трансмиссии разъединяет двигатель и коробку передач во время переключения передач, а также обеспечивает плавное трогание автомобиля с места?

Варианты ответов
  • главная передача
  • карданная передача
  • сцепление
Вопрос 5

В чем заключаются основные преимущества однодисковых сцеплений по сравнению с двухдисковыми?

Варианты ответов
  • простота конструкции
  • возможность передачи большого крутящего момента
  • плавное включение
  • удобство при эксплуатации и ремонте
Вопрос 6

Какие типы сцеплений нашли наибольшее распространение на отечественных автомобилях?

Варианты ответов
  • автоматические
  • полуавтоматические
  • дисковые фрикционные
  • электромагнитные
Вопрос 7

Для чего необходим свободный ход педали сцепления?

Варианты ответов
  • для полного выключения сцепления
  • для плавного включения сцепления
  • для быстрого включения сцепления
  • для полного включения сцепления
Вопрос 8

По какому признаку определяется конец свободного хода педали сцепления?

Варианты ответов
  • по началу плавного нарастания усилия на педали
  • по резкому увеличению усилия на педали
  • по резкому уменьшению усилия при нажатии на педаль
  • по любому из перечисленных признаков
Вопрос 9

Когда чаще всего может проявляться пробуксовка сцепления?

Варианты ответов
  • когда автомобиль нагружен
  • когда автомобиль не нагружен
  • при движении на подъём
  • при движении по горизонтальному участку дороги
Вопрос 10

К чему может привести несоответствие свободного хода педали сцепления?

Варианты ответов
  • к пробуксовыванию сцепления
  • к затрудненному переключению передач
  • к ускоренному износу деталей сцепления
  • к любой из указанных неисправностей
Вопрос 11

Для чего на ведомом диске сцепления накладки из фрикционного материала?

Варианты ответов
  • для уменьшения веса сцепления
  • для более точного включения сцепления
  • для создания трения между ведущим и нажимным дисками
Вопрос 12

Какой вид привода сцепления применяется на легковых автомобилях?

Варианты ответов
  • механический
  • гидравлический
  • пневматический
Вопрос 13

Для чего предназначено сцепление?

Варианты ответов
  • для соединения двигателя с трансмиссией
  • для разъединения двигателя с трансмиссией
  • для обеспечения плавного трогания автомобиля
  • для выполнения всех перечисленных функций
Вопрос 14

Из каких частей состоит механизм сцепления автомобиля?

Варианты ответов
  • из кожуха
  • из ведущего и ведомого дисков
  • из выжимных рычагов и нажимных пружин
  • все ответы верны
Вопрос 15

На каком автомобиле сцепление сухое, фрикционное, однодисковое, с переферийным расположением нажимных пружин и механическим приводом включения?

Варианты ответов
  • ГАЗ-3309
  • ЗИЛ-4314.10
  • ВАЗ-2121
  • КамАЗ-5320
Вопрос 16

Как изменится свободный ход педали сцепления при износе фрикционных накладок?

Варианты ответов
  • не изменится
  • уменьшится
  • увеличится
Вопрос 17

Какой механизм предохраняет трансмиссию от перегрузок при резком торможении с невыключенным двигателем или резком трогании с места?

Варианты ответов
  • главная передача
  • сцепление
  • карданная передача
Вопрос 18

С какой целью между пружинами и нажимным диском устанавливают теплоизоляционные шайбы?

Варианты ответов
  • для предохранения нажимного диска от перегрева
  • для предохранения кожуха сцепления от перегрева
  • для предохранения нажимных пружин от перегрева
  • для регулировки жесткости нажимных пружин
Вопрос 19

Сколько фрикционных накладок имеет сухое, двухдисковое сцепление?

Варианты ответов
Вопрос 20

Какой автомобиль имеет сухое, двухдисковое с переферийными пружинами и пневмогидроусилителем сцепления?

Варианты ответов
  • ВАЗ-2114
  • ГАЗ-3307
  • ЗиЛ-4314.10
  • КамАЗ-5320
Вопрос 21

Сколько фрикционных накладок имеет сухое, однодисковое сцепление?

Варианты ответов
Вопрос 22

Каково назначение пневмогидравлического усилителя сцепления?

Варианты ответов
  • для уменьшения усилия на педаль сцепления
  • для увеличения усилия нажимных пружин
  • для упрощения привода управления сцеплением
Вопрос 23

При какой из указанных неисправностей сцепления затрудняется переключение передач?

Варианты ответов
  • замасливание фрикционных накладок дисков
  • выход из строя нажимных пружин
  • выработка фрикционных накладок
  • все перечисленные

Часть 2. Трансмиссия автомобиля.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Целью настоящих тестов является закрепление студентами знаний, полученных при изучении материала по теме «Трансмиссия автомобиля».

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называется агрегат трансмиссии автомобиля, предназначенный:

для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения?

Варианты ответов
  • сцепление
  • коробка передач
  • раздаточная коробка
  • карданная передача
Вопрос 2

Из каких частей состоит механизм сцепления автомобиля?

Варианты ответов
  • из кожуха, ведущего и ведомого дисков, выжимных рычагов и нажимных пружин
  • из кожуха, ведомого диска, гасителя крутильных колебаний, ступицы ведомого диска
  • из кожуха, гасителя крутильных колебаний, ведомого диска, фрикционных накладок ведомого диска
Вопрос 3

Какие причины могут вызвать пробуксовку сцепления?

Варианты ответов
  • снижение упругости или поломка нажимных пружин
  • замасливание фрикционных накладок
  • отсутствие свободного хода педали
  • все вышеперечисленные
Вопрос 4

В чем заключаются основные преимущества однодисковых сцеплений по сравнению с двухдисковыми?

Варианты ответов
  • простота конструкции
  • возможность передачи большого крутящего момента
  • плавное включение
  • удобство при эксплуатации и ремонте
Вопрос 5

Какие типы сцеплений нашли наибольшее распространение на отечественных автомобилях?

Варианты ответов
  • автоматические
  • полуавтоматические
  • дисковые, фрикционные
  • электромагнитные
Вопрос 6

Для чего необходим свободный ход педали сцепления?

Варианты ответов
  • для полного выключения сцепления
  • для плавного включения сцепления
  • для быстрого включения
  • для полного включения сцепления
Вопрос 7

Когда чаще всего может проявляться пробуксовка сцепления?

Варианты ответов
  • когда автомобиль нагружен
  • когда автомобиль не нагружен
  • при движении на подъём
  • при движении по горизонтальному участку дороги
Вопрос 8

Для чего на ведомом диске сцепления накладки из фрикционного материала?

Варианты ответов
  • для уменьшения веса сцепления
  • для более точного включения сцепления
  • для создания трения между ведущим и нажимным дисками
Вопрос 9

На каком автомобиле сцепление сухое, фрикционное, однодисковое, с переферийным расположением нажимных пружин и механическим приводом включения?

Варианты ответов
  • ГАЗ-3309
  • ЗиЛ-4314.10
  • ВАЗ-2121
  • КамАЗ-5320
Вопрос 10

Как изменится свободный ход педали сцепления при износе фрикционных накладок?

Варианты ответов
  • не изменится
  • уменьшится
  • увеличится
Вопрос 11

С какой целью между пружинами и нажимным диском устанавливают теплоизоляционные шайбы?

Варианты ответов
  • для предохранения нажимного диска от перегрева
  • для предохранения кожуха сцепления от перегрева
  • для предохранения нажимных пружин от перегрева
  • для регулировки жесткости нажимных пружин
Вопрос 12

Какой автомобиль имеет сухое, двухдисковое с переферийными пружинами и пневмогидроусилителем сцепления?

Варианты ответов
  • ВАЗ-2114
  • ГАЗ-3307
  • ЗиЛ-4314.10
  • КамАЗ-5320
Вопрос 13

При какой из указанных неисправностей сцепления затрудняется переключение передач?

Варианты ответов
  • замасливание фрикционных накладок дисков
  • выход из строя нажимных пружин
  • выработка фрикционных накладок
  • все перечисленные
Вопрос 14

Какие функции выполняет коробка передач?

Варианты ответов
  • изменяет крутящий момент по величине
  • изменяет крутящий момент по направлению
  • увеличивает мощность
  • длительно разъединяет двигатель и трансмиссию
Вопрос 15

Какие типы коробок передач устанавливают на автомобилях ЗиЛ-4314.10, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320, ВАЗ-2121?

Варианты ответов
  • электрические
  • гидравлические
  • механические
Вопрос 16

В четырехступенчатой коробке передач для получения максимального усилия на ведущих колесах необходимо включить…………………

Варианты ответов
  • первую передачу
  • вторую
  • третью
  • четвертую передачу
Вопрос 17

Какое устройство в коробке передач обеспечивает выравнивание угловых скоростей включаемых шестерен?

Варианты ответов
  • синхронизатор
  • фиксатор
  • замок
Вопрос 18

Как изменится скорость движения автомобиля и усилие на ведущих колесах если увеличить передаточное число КПП?

Варианты ответов
  • скорость уменьшится, усилие уменьшится
  • скорость уменьшится, усилие увеличится
  • скорость увеличится, усилие увеличится
  • скорость увеличится, усилие уменьшится
Вопрос 19

Какая коробка перемены передач устанавливается на автомобилях-тягачах КамАЗ?

Варианты ответов
  • пятиступенчатая с делителем
  • десятиступенчатая механическая
  • трехступенчатая гидрообъемная
Вопрос 20

Какие типы коробок передач устанавливают на автомобилях ЗиЛ-4314.10, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320, ВАЗ-2121?

Варианты ответов
  • электрические
  • гидравлические
  • механические
Вопрос 21

Для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением ДВС преимущественно применяют:

Варианты ответов
  • одновальные КПП
  • двухвальные КПП
  • трехвальные КПП
  • вариаторы
Вопрос 22

Ведомая шестерня главной передачи жестко соеди­няется с.

Варианты ответов
  • фланцем карданного вала
  • коробкой дифференциала
  • полуосью
  • любой из указанных деталей
Вопрос 23

Блокировку межосевого дифференциала .

Варианты ответов
  • следует производить после остановки автомобиля, перед началом движения
  • разрешается выполнять при движении автомобиля с любой скоростью
  • нужно выполнять только на стоянке
Вопрос 24

Какая деталь главной передачи жестко соединяется с карданной передачей?

Варианты ответов
  • ведущая коническая шестерня
  • ведомая коническая шестерня
  • ведущая или ведомая в зависимости от конструктивных особенностей моста
Вопрос 25

Возникновение пробуксовывания одного из ведущих колес сопровождается увеличением частоты вращения этого колеса и .

Варианты ответов
  • уменьшением крутящего момента, подводимого к нему
  • сохранением крутящего момента, подводимого к нему
  • увеличением крутящего момента, подводимого к нему
  • увеличением или уменьшением крутящего момента, подводимого к нему, в зависимости от траектории движения автомобиля
Вопрос 26

Если крутящий момент, подводимый к одному из колес ведущего моста, уменьшается, то крутящий момент на противоположном колесе этого моста .

Варианты ответов
  • уменьшится
  • увеличится
  • не изменится
Вопрос 27

Главная передача обеспечивает .

Варианты ответов
  • уменьшение частоты вращения и увеличение крутящего момента
  • увеличение частоты вращения и увеличение крутящего момента
  • уменьшение частоты вращения и уменьшение крутящего момента
  • увеличение частоты вращения и уменьшение крутящего момента
Вопрос 28

Какие из перечисленных ниже деталей ведущего моста изменяют свою частоту вращения вследствие изменения направления движения автомобиля (входа в поворот)?

Варианты ответов
  • сателлиты
  • ведомая шестерня главной передачи
  • коробка дифференциала
Вопрос 29

В каких случаях сателлиты дифференциала не вращаются вокруг своих осей?

Варианты ответов
  • при буксовании одного из колес
  • при движении автомобиля на поворотах
  • при движении по прямой и ровной дороге
Вопрос 30

Каково назначение фиксаторов КПП?

Варианты ответов
  • обеспечивает точную установку зубчатых колес во включенном состоянии
  • обеспечивает точную установку зубчатых колес в выключенном состоянии
  • предотвращает самовыключение передач при движении автомобиля
  • выполняет все функции указанные в ответах А, Б, В

Сцепление автомобиля

В первых автомобилях двигатель был непосредственно связан с осью ведущих колес, поэтому начало движения дня них было одной из самых сложных проблем. Но Карл Бенц (как говорит легенда — с подачи его жены) решил эту проблему, установив на машину коробку передач и сцепление. О том, что такое сцепление, как оно устроено и как работает — читайте в этой статье.

Зачем в автомобиле сцепление

Передача крутящего момента от коленвала двигателя к ведущим колесам автомобиля осуществляется с помощью трансмиссии. Однако прямая передача момента от мотора колесам невыгодна — такой автомобиль просто не сможет стронуться с места, да и в дальнейшем силовая установка будет работать неэффективно. Поэтому крутящий момент, снимаемый с коленвала, сначала изменяется в коробке переключения передач, а уже затем передается ведущей оси.

Но и здесь есть определенная сложность: в момент переключения передачи шестерни КП, если они вращаются, с силой ударяются друг об друга, переход на повышенную или пониженную передачу осуществляется с трудом. А если коробка постоянно подключена к мотору, то для полной остановки автомобиля необходимо остановить и двигатель.

Для решения этих проблем, а также для исключения повреждений трансмиссии в момент переключения передач служит специальный узел трансмиссии — сцепление. С помощью сцепления можно временно разобщить силовую установку и коробку передач (то есть, прервать передачу крутящего момента), и в эти моменты переключить передачи или произвести остановку автомобиля. Также сцепление позволяет автомобилю плавно трогаться с места и разгоняться.

Сцепление используется на всех современных автомобилях, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (электромобилям сцепление как таковое не нужно, что связано с тяговыми характеристиками и особенностями электродвигателя). Однако в автомобилях с механической коробкой передач сцеплением и переключением передач управляет водитель, а в машинах с «автоматом» все делает автоматика.

Классификация сцепления

Существует несколько классификаций сцепления, в основу которых положены особенности работы и конструктивные решения этого компонента трансмиссии.

По используемому в сцеплении физическому принципу:

— Фрикционное (передача крутящего момента производится за счет сил трения, возникающих между фрикционными накладками дисков);
— Гидравлическое (передача крутящего момента производится с помощью потока жидкости — это гидромуфта, в качестве сцепления в автомобилях практически не используется);
— Электромагнитное сцепление (передача крутящего момента производится за счет электромагнитных полей между ведущим и ведомым компонентами).

В настоящее время в легковых и грузовых автомобилях используется именно фрикционное сцепление, так как оно обладает простым устройством, надежностью и несложным управлением.

По среде, в которой работает сцепление:

— «Сухое» — сцепление открыто и работает в воздухе;
— «Мокрое» — сцепление работает в масляной ванне.

В автомобилях применяется «сухое» сцепление, а «мокрое» используется, преимущественно, в мотоциклах — этот узел устанавливается непосредственно в картере двигателя, поэтому работает в масляной ванне.

Сцепление может иметь различный привод:

— Механический (с помощью рычагов и тросов);
— Гидравлический (выжимание сцепления производится с помощью гидроцилиндра, необходимое давление для работы гидросистемы создается нажатием на педаль сцепления);
— Электрогидравлический (используется для привода сцепления в роботизированных коробках передач, отжимание пружины производится маслом, нагнетаемым с помощью электронасоса).

На сегодняшний день большинство легковых и грузовых автомобилей оснащаются сцеплением с механическим и гидравлическим приводом.

Если говорить конкретно о фрикционном сцеплении, то оно может иметь несколько разновидностей:

— Одно- или двухдисковое (также существует и многодисковое сцепление, оно используется в роботизированных коробках передач);
— Постоянно включенное и непостоянно выключенное;
— С диафрагменной нажимной пружиной или рядом цилиндрических нажимных пружин.

Наибольшее распространение на легковых автомобилях сегодня получило фрикционное однодисковое «сухое» постоянно включенное сцепление с диафрагменной нажимной пружиной.

Рекомендации по эксплуатации сцепления

О том, какую роль играет сцепление, и как им пользоваться, каждый будущий водитель узнает в автошколе на первом практическом занятии. Однако есть смысл дать несколько рекомендаций по эксплуатации сцепления с комментариями, почему нужно делать так, а не иначе.

Выключение сцепления. Педаль сцепления необходимо нажимать быстро и сразу «в пол» — так обеспечивается мгновенное отключение двигателя от коробки передач и, например, при торможении автомобиля исключен выход из строя деталей трансмиссии.

Включение сцепления. При трогании автомобиля с места педаль сцепления необходимо отпускать плавно, без рывков — только так обеспечивается сначала сближение дисков сцепления и постепенное выравнивание их скорости, а нагрузка на двигатель растет плавно. Если сразу отпустить педаль сцепления, диски резко сойдутся, и из-за мгновенно возросшей нагрузки двигатель просто заглохнет. Также это грозит и выходом из строя деталей трансмиссии. При последующем переключении передач педаль сцепления отпускается быстрее, так как скорость вращения дисков отличается незначительно.

Сцепление во время маневров. При маневрировании автомобиля и движении на небольших скоростях (например, во время парковки или других маневров в ограниченном пространстве) сцепление не включается полностью (то есть, педаль лишь приподнимается, но не отпускается) — неполный контакт дисков как раз и обеспечивает малую скорость, необходимую для маневров.

Движение по уклону вниз. При движении с горки нельзя выжимать педаль сцепления — лучше либо производить торможение двигателем, либо переключаться на нейтральную передачу. Длительное выключение сцепление во время движения чревато быстрым износом деталей привода.

Удерживание автомобиля на уклоне сцеплением. При кратковременных остановках удержание авто на уклоне с помощью сцепления — самый удобный и простой способ. Однако в этом случае диски сцепления проскальзывают, и при длительной работе в таких условиях подвергаются ускоренному износу.

Сцепление во время движения. При движении автомобиля левая нога должна находиться на полу, а не на педали сцепления, так как это может вызвать незначительное нажатие педали и частичный отвод дисков со всеми вытекающими отсюда неприятностями.

В заключение нужно несколько слов сказать об обслуживании сцепления. В первую очередь необходимо регулярно заменять сцепление, так как диски постепенно изнашиваются, теряют свои качества, и сцепление начинает пробуксовывать или вести. Интервал замены сцепления в различных автомобилях неодинаков и может лежать в пределах 80-180 тысяч км пробега. Также нужно соблюдать рекомендации, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля — это продлит «жизнь» сцепления, обеспечит лучшую управляемость и безопасность.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Сцепление автомобиля

Сцепление

Сцеплением называется силовая муфта, в которой передача крутящего момента обеспечивается силами трения, гидродинамическими силами или электромагнитным полем. Такие муфты называются соответственно фрикционными, гидравлическими и электромагнитными.

Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения. Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение – после переключения передач и при трогании автомобиля с места. При движении автомобиля сцепление во включенном состоянии передает крутящий момент от двигателя к коробке передач и предохраняет механизмы трансмиссии от динамических нагрузок, возникающих в трансмиссии. Так, нагрузки в трансмиссии возрастают при резком торможении с двигателем, пре резком включении сцепления, неравномерной работе двигателя и резком снижении частоты вращения коленчатого вала, наезде колес на неровности дороги и т.д.

На автомобилях применяют различные типы сцеплений (схема 1).

Типы и виды сцеплений

Схема 1 – Типы сцеплений, классифицированных по различным признакам.

Все указанные сцепления, кроме центробежных, являются постоянно замкнутыми, т.е. постоянно включенными и выключаемыми водителем при переключении передач, торможении и остановке автомобиля.

На автомобилях наибольшее применение получили фрикционные сцепления. Однодисковые сцепления применяются на легковых автомобилях, автобусах и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а иногда и большой грузоподъемности.

Двухдисковые сцепления устанавливают на грузовых автомобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости.

Многодисковые сцепления используются очень редко – только на автомобилях большой грузоподъемности.

Гидравлические сцепления, или гидромуфты, в качестве отдельного механизма на современных автомобилях не применяются. Ранее они использовались в трансмиссии автомобилей, но только совместно с последовательно установленным фрикционным сцеплением.

Электромагнитные сцепления имели некоторое применение на автомобилях, но широкого распространения не получили в связи со сложностью их конструкции.

Требования к сцеплениям

Одним из основных показателей сцепления является его способность к передаче крутящего момента. Для ее оценки используется понятие величины коэффициента запаса сцепления ß, определяемой следующим образом:

где МСЦ – максимальный крутящий момент, который может передать сцепление,

Мmax – максимальный крутящий момент двигателя.

Помимо общих требований, касающихся каждого узла автомобиля, к сцеплению предъявляется ряд специфических требований, среди которых:

  1. Плавность включения. В эксплуатации она обеспечивается квалифицированным управлением, но некоторые элементы конструкции предназначены для повышения плавности включения сцепления даже при низкой квалификации водителя.
  2. Чистота выключения. Абсолютное выключение, при котором крутящий момент на выходном вале сцепления равен нулю, труднодостижимо, но если момент, передаваемый выключенным сцеплением, достаточно мал и не мешает включать передачи, то можно считать, что такое сцепление выключено практически чисто.
  3. Надежная передача крутящего момента при любых условиях эксплуатации. Слишком низкое значение коэффициента запаса приводит к увеличению времени буксования сцепления при трогании автомобиля (особенно в тяжелых эксплуатационных условиях), повышенному его нагреву и износу. Излишне большая величина коэффициента запаса сопровождается увеличением размеров и массы сцепления, повышением усилия, необходимого для управления им, и ухудшением предохранения трансмиссии и двигателя от перегрузок. Обычно значение коэффициента запаса сцепления составляют 1,4 – 1,7 для легковых и 1,5 – 2,0 для грузовых автомобилей, увеличиваясь до 2,3 на тяжелых тягачах.
  4. Минимальная величина момента инерции ведомых частей. Нарушение этого требования не скажется на выполнении сцеплением своих функций, однако будет приводить к удлинению процесса переключения передач и снижению срока службы синхронизаторов коробки передач.
  5. Удобство управления. Это общее для всех органов управления требование конкретизируется в виде требований к ходу педали и требуемому для ее нажатию усилию. Действующие в России ограничения в настоящее время составляют 150 Н усилия для автомобилей, имеющих усилители привода сцепления, и 250 Н для автомобилей без усилителей. Ход педали обычно не более 160 мм.

Типовое устройство сцепления — однодисковое, фрикционное

Фрикционным сцеплением называется дисковая муфта, в которой крутящий момент передается за счет силы сухого трения.

Широкое распространение на современных автомобилях получили однодисковые сухие сцепления. Однодисковым сцеплением называется фрикционная муфта, в которой для передачи крутящего момента применяется один ведомый диск.

Однодисковое сцепление (схема 2, а) состоит из ведущих и ведомых деталей, а также из деталей включения и выключения сцепления.

Устройство сцепления

Схема 2 – Однодисковое фрикционное сцепление

а – включено; б – выключено; 1 – кожух; 2 – нажимной диск; 3 – маховик; 4 – ведомый диск; 5 – пластина; 6 – пружина; 7 – подшипник; 8 – педаль; 9 – вал; 10 – тяга; 11 – вилка; 12 – рычаг

Ведущими деталями являются маховик 3 двигателя, кожух 1 и нажимной диск 2, ведомыми – ведомый диск 4, деталями включения – пружины 6, деталями выключения – рычаги 12 и муфта с подшипником 7.

Кожух 1 прикреплен болтами к маховику. Нажимной диск 2 соединен с кожухом упругими пластинами 5. Это обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха на нажимной диск и перемещение нажимного диска в осевом направлении при включении и выключении сцепления. Ведомый диск 4 установлен на шлицах первичного (ведущего) вала 9 коробки передач.

Сцепление имеет привод, в который входят педаль 8, тяга 10, вилка 11 и муфта с выжимным подшипником 7.

При отпущенной педали 8 сцепление включено, так как ведомый диск 4 прижат к маховику 3 нажимным диском 2 усилием пружин 6. Сцепление передает крутящий момент от ведущих деталей к ведомым через поверхности трения ведомого диска с маховиком и нажимным диском. При нажатии на педаль 8 (схема 2, б) сцепление выключается, так как муфта с выжимным подшипником 7 перемещается к маховику, поворачивает рычаги 12, которые отодвигают нажимной диск 2 от ведомого диска 4. В этом случает ведущие и ведомые детали сцепления разъединены, и сцепление не передает крутящий момент.

Однодисковые сцепления просты по конструкции, дешевы в изготовлении, надежны в работе, обеспечивают хороший отвод теплоты от трущихся поверхностей, чистоту выключения и плавность включения. Они удобны в обслуживании при эксплуатации и ремонте.

В однодисковых сцеплениях сжатие ведущих и ведомых деталей может производиться несколькими цилиндрическими пружинами, равномерно расположенными по периферии нажимного диска. Оно также может осуществляться одной диафрагменной пружиной или конической пружиной, установленной в центре нажимного диска.

Сцепление с периферийными пружинами несколько сложнее по конструкции (большое количество пружин). Кроме того, поломка одной из пружин в эксплуатации может быть не замечена, что приведет к повышенному износу сцепления.

Сцепление с одной центральной пружиной проще по конструкции и надежнее в эксплуатации. При центральной диафрагменной пружине сцепление имеет меньшие массу и габаритные размеры, а также меньшее количество деталей, так как пружина кроме своей функции выполняет еще и функцию рычагов выключения сцепления. Кроме того, она обеспечивает равномерное распределение усилия на нажимной диск. Сцепления с центральной диафрагменной пружиной применяются на легковых автомобилях из-за трудности изготовления пружин с большим нажимным усилием при малых габаритных размерах сцепления.

Сцепление с центральной конической пружиной имеет преимущество в том, что нажимная пружина не соприкасается с нажимным диском и поэтому при работе сцепления меньше нагревается и дольше сохраняет свои упругие свойства. Кроме того, благодаря конструкции нажимного механизма сцепление может передавать большой крутящий момент при сравнительно небольшой силе пружины. Такие сцепления применяются на грузовых автомобилях большой грузоподъемности.

Приводы сцеплений

Приводы фрикционных сцеплений могут быть механическими, гидравлическими и электромагнитными. Наибольшее применение на автомобилях получили механические и гидравлические приводы.

Механические приводы просты по конструкции и надежны в работе. Однако они имеют меньший КПД, чем гидравлические приводы сцеплений.

Гидравлические приводы, имея большие КПД, обеспечивают более плавное включение сцепления и уменьшают усилие, необходимое для выключения сцепления. Но гидравлические приводы сложнее по конструкции и в обслуживании, менее надежны в работе, более дорогостоящи и требуют больших затрат при обслуживании в эксплуатации.

Для облегчения управления сцеплением в приводах часто применяют механические усилители в виде сервопружин, пневматические и вакуумные. Так, сервопружины уменьшают максимальное усилие выключения сцепления на 20…40%.

Другие статьи по сцеплениям

  • Однодисковые сцепления с периферийными пружинами
  • Сцепление ВАЗ — однодисковое с диафрагменной пружиной
  • Сцепление с конической пружиной
  • Центробежное сцепление автомобилей
  • Двухдисковые сцепления — устройство и схема
  • Двухдисковые сцепления КамАЗ и МАЗ
  • Гидравлическое сцепление — схема и принцип работы
  • Электромагнитное сцепление
  • Неисправности и техническое обслуживание сцепления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *