Чем опасен газ в машине
Перейти к содержимому

Чем опасен газ в машине

  • автор:

Почему автомобили с ГБО почти невозможно взорвать

Многие отечественные водители до сих пор считают, что автомобили с ГБО склонны взрываться, поэтому лучше от них держаться подальше. Тема установки газового оборудования для таких граждан принципиально закрыта. В действительности, чтобы взорвать газовый автомобиль, нужно сильно постараться. Объясняем, почему.

depositphotos

Сразу отметим, в этой статье мы говорим о современном пропановом ГБО — четвёртого поколения и выше. Именно такое оборудование ставится на машины на протяжении ряда последних лет. Более ранние системы действительно обладают меньшей степенью защиты, что вполне логично. Самым опасным и пугающим элементом любого ГБО является ёмкость, в которой хранится газ. В баллоне содержится нечто, способное при неудачном стечении обстоятельств превратить автомобиль в груду металлолома. Страхи водителей, разумеется, небеспочвенны. Однако паниковать от одного вида баллона уж точно не стоит.

При заправке автомобиля с ГБО резервуар наполняется не парообразным, а жидким пропан-бутаном. Выглядит данная субстанция как газ в зажигалке или как обычная вода. Сжиженный газ находится под относительно небольшим давлением – до 16 атмосфер. Сам по себе баллон не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Толщина металла у баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП – без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна.

© depositphotos

Впрочем, есть один важный нюанс: заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство, встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается. Но что случится, если этот клапан внезапно сломается? Логичный вопрос, ответ на который прост. Не случится ничего. Любая газовая заправка снабжена собственным клапаном: по достижении максимального давления в баллоне автомобиля подача газа остановится сама. Заполнить баллон под завязку на практике почти нереально. Впрочем, даже если это случится, для взрыва автомобиль нужно ещё резко и мощно нагреть.

Предположим, вам удалось соблюсти все перечисленные условия и давление в ёмкости стало критически большим. Взорвать автомобиль снова вряд ли получится. Этому воспрепятствует клапан сброса лишнего давления, который сам, без посторонней помощи, выпустит лишний газ из баллона.

© depositphotos

Разумеется, ничего приятного в этой процедуре нет – газ окажется не где-нибудь, а прямо в багажнике вашего авто. Теоретический шанс поджечь или взорвать его уже появится. Правда, для этого потребуется мощная искра или открытое пламя. Где их взять в багажном отделении – большой вопрос. Да и не заметить проблему вряд ли получится: в газ добавляют специальный состав – одорант. Именно он придаёт едкий запах изначально не пахучему веществу. Для взрыва нужно, чтобы концентрация пропан-бутана в воздухе достигла 1,9-8,5%. Одорант даёт знать об утечке задолго до достижения указанной отметки. А что с газовыми магистралями? Трубки, по которым пропан-бутан поступает в двигатель автомобиля, защищены не хуже, чем сам баллон. Они изготавливаются из меди или пластика – не менее надёжного и прочного, чем обычные бензиновые магистрали любого современного автомобиля. Повредить их даже специально крайне сложно. При неаккуратном вождении или аварии порвать, конечно же, можно и их, но взорвать машину, опять же, не получится.

Фишка в том, что на выходе из баллона стоит так называемый скоростной клапан, не позволяющий газу выходить из ёмкости со слишком большой скоростью. Заподозрив неладное, он мгновенно перекрывается, уберегая тем самым автомобиль от возможного пожара и взрыва.

Но и это ещё не всё. Газ из баллона начинает поступать в магистраль лишь после того, как откроется электромагнитный запорный клапан на баллоне. Управляется нехитрое устройство автоматически и кнопкой из салона. Перекрыли клапан – и магистрали можно смело ломать. На волю сможет вырваться лишь то, что осталось в трубках. А газа там – как в паре-тройке зажигалок. Под капотом автомобиля находится ещё один электромагнитный клапан, точно так же отсекающий подачу газа нажатием кнопки. Нетрудно догадаться, что современные системы ГБО по ряду параметров даже превосходят в плане безопасности традиционные бензиновые системы. Подачу бензина в топливные трубки, напомним, прервать в принципе невозможно. При обрыве магистрали топливо из бака будет литься самотёком, пока не вытечет полностью. Поджечь или взорвать обычный бензобак в разы проще, чем уничтожить газовый баллон. Если бензины самовоспламеняются при температуре в 400-500 градусов по Цельсию, то газы – при 600-700. Предел объёмной доли взрываемых паров в воздухе также не в пользу бензина – ему нужно лишь 0,75%.

Как газ и ГБО влияет на двигатель?

Двигатель

Вред газа для двигателя машины не выявлен. Необратимый ущерб наносит сугубо обеднённая смесь, причём это относится и к газовому горючему, и к бензиновому.

Реальный вред для двигателя от ГБО в следующем:

  1. Динамика авто немного снижается из-за неторопливого сгорания газа;
  2. ГБО капризно в отношении качества газокислородной смеси, поэтому придётся чаще менять воздушный фильтр;
  3. Если потребление газа повысилось, необходимо обследовать воздушный фильтр. При необходимости замените эту деталь;
  4. При переключении на газ случается "обратный хлопок", что связано с изъянами ДВС (дефекты элементов системы зажигания, неверно отрегулированное зажигание).

Как избежать вредного влияния ГБО на ДВС

Чтобы влияние ГБО на двигатель было только положительным, следует выполнять такие указания:

  • Сборка и отладка газобаллонной оснастки должна проводиться на СТО, где трудятся профессиональные мастера.
  • Оснащение для автомобиля следует подбирать внимательно.
  • Работы, связанные с техобслуживанием двигателя и заменой комплектующих, нужно проводить своевременно.
  • Следует контролировать отладку зажигания и качество топлива.
  • Необходимо систематически проверять непроницаемость соединений ГБО.

Выбирать установщиков газобаллонного оснащения стоит очень внимательно. Неправильно настроенная система действительно способна разрушить мотор.

Установить газ на авто правильно можно у нас, мы имеем огромный опыт, поэтому Вы можете быть уверенны в том, что ничего не повредит двигателю Вашего автомобиля.

Точную стоимость установки ГБО узнавайте у наших специалистов.

Автомобилисты часто спрашивают, вреден ли газ для двигателя машины. Газ мотор не повреждает и не воздействует на него, тем не менее, на практике всё намного сложнее. Если автовладельцу неизвестно, как ГБО влияет на двигатель, он запутается в огромном числе предрассудков и мифов, которыми окружен этот вопрос.

Существует распространенное суждение, что ГБО влияет на двигатель негативно. Когда собственники машин с газобаллонным оборудованием приходят в автомастерскую, чтобы провести диагностику мотора, то часто специалисты все дефекты списывают на ГБО. Но делают это только те работники, у которых нет оборудования для точной диагностики двигателя.

Большая часть проблем возникает по некомпетентности. Если мастер не разбирается в газобаллонном оборудовании, то он и не будет обслуживать машину с ГБО. А чтобы скрыть свою неосведомленность, объяснит отказ в сервисе тем, что дивгатель поврежден из-за влияния ГБО.

Газ практически не агрессивен к деталям двигателя. Если ГБО соответствует мотору, грамотно установлено и отрегулировано.

Некоторые владельцы машин с ГБО недовольны существенным снижением мощности мотора, отказами системы, большим расходом газа. За каждой негативной оценкой стоит история некачественного и безграмотного монтажа газобаллонной установки.

Негативное влияние газа на двигатель: распространённые мифы

Достаточно давно сформировался миф о том, что влияние ГБО на ресурс двигателя негативно. Среди мифов о том как ГБО влияет на двигатель самые распространенные такие:

Мотор работает "всухую"

Утверждение, что при применении газа наблюдается "сушка" двигателя. Оно основано только на том, что газ — сухое горючее, а бензин — жидкость.

Для подвижных деталей ДВС в виде смазки применяется специальное масло. Бензин, который впрыскивается в цилиндр, смывает масляную плёнку. Газ посылается в мотор в газообразной форме, поэтому не вредит смазке. Ввиду этого износ ДВС уменьшается. В газе нет вредных примесей, твёрдых несгораемых субстанций, поэтому на клапанах и свечах нагар не остаётся.

В лабораторных условиях были проведены научные изыскания, которые показали, что двигатель при применении газа загрязняется меньше, масло остается в отличном состоянии дольше, общий ресурс агрегата увеличивается. Это происходит потому, что смолы не входят в состав газа, детонация у машины с ГБО отсутствует, а значит механическое отрицательное воздействие на детали ДВС снижено.

Выгорание клапанов

При применения газа выгорают клапаны — ещё одно слабо обоснованное предположение. Идентичная проблема встречается и в автомобилях, действующих на бензине и не оснащенных ГБО.

Причиной выгорания клапанов является не вид топлива, а его качество. Эти детали могут испортиться из-за:

  • проблем с деятельностью системы охлаждения, вызывающих перегрев;
  • низкокачественных комплектующих (поршней, прокладок, направляющих и т.д.);
  • несоблюдения правил эксплуатации машины (в основном езда зимой на непрогретом моторе);
  • избыточного попадания смазки в рабочую камеру ДВС.

Езда на отлаженном ГБО на клапана не влияет никак.

Порча катализатора

Ещё один миф: октановое число горения газовой смеси высокое (95-110), ввиду чего портятся седла клапанов, катализатор. Существует обедненная газовоздушная смесь и переобогащенная. В первой смеси преобладает кислород, а во второй — газ.

Насыщенный состав испортит клапаны и катализаторы, обеднённый повредит еще и свечи, что приводит к специфическим хлопкам механизма отвода использованных газов. Газобаллонный агрегат 4 генерации оснащен несколькими степенями защиты, отслеживающими состав газовоздушной смеси.

Быстрый износ поршневых колец

Говорят, что негативное влияние газа на двигатель выражается в быстрой амортизации поршневых колец. Но источником износа служит нагар, появляющийся при применения низкокачественного топлива. Если говорить о ГБО на машине с дизельным мотором, то это осложнение здесь не может возникнуть, т.к. происходит замещение 50 % топлива.

Свечи зажигания и ГБО

Считается, что для корректного действия ГБО требуются свечи, отличающиеся от простых. Отдельные предприятия даже изготавливают специальные свечи с пометкой LPG (для газа). Но эксперименты показали, что для движения авто с ГБО подходят обыкновенные свечи.

Важно, чтобы у них отсутствовали дефекты, иначе может произойти "обратный хлопок", из-за которого инжекторный мотор может испортиться.

Популярные Статьи

Регистрация ГБО в Украине

Осмотр ГБО с последующей выдачей Документов для регистрации 050 311-66-65 Установить ГБО, получив необходимые документы для постановки на учё..

15.10.2019 124115

Звуковые сигналы ГБО Ловато

Эксплуатация газобаллонного оборудования не представляет особых сложностей для водителя. Но иногда звуковые сигналы ГБО Ловато заставляют задуматься. ..

17.02.2020 84836

Информация для установщиков ГБО Lovato

На сайте в разделе загрузки размещена обновленная 2018 года версия программы (Lovato_setup_1.12.2.16_E) для настройки ГБО Lovato (см. вкладку Настройк..

12.10.2018 32003

Как газ и ГБО влияет на двигатель?

Какой же реальный вред газа для двигателя? Вред газа для двигателя машины не выявлен. Необратимый ущерб наносит сугубо обеднённая смесь, причём э..

Чем газ вреден для двигателя автомобиля

Газовое оборудование давно стало источником ожесточенных споров в среде автомобилистов. Одним считают пропан-бутан вредным для мотора, другие же не усматривают в нем никакого пагубного воздействия. А как обстоят дела на самом деле?

Чего только не говорят в народе о ГБО, позволяющем заметно увеличить запас хода и сэкономить на топливе. Как правило, молва гласит о прогоревших клапанах, хотя на практике все не так однозначно и очевидно. Давайте разбираться. Ряд экспертов считает, что сам по себе пропан-бутан совершенно безвреден для двигателя. Более того, он в определенном смысле даже полезен! Газ имеет более высокое октановое число, чем бензин (около 110 против 92-98), а, значит, снижает риск детонации. В моторе, работающем на пропан-бутане скапливается меньше нагара и отложений. Наконец, газовое топливо не попадает в картер двигателя – не меняет свойства смазочных материалов и не разжижает их. Тогда в чем корень зла? Негативные последствия несет не топливо, а работа оборудования. Если аппаратура не настроена должным образом, то может, например, произойти тот самый прогар клапанов, страшилки о котором ходят в народе. И такое случается – лично нам известен ряд случаев, когда владельцы Chevrolet Tahoe второго поколения с ГБО «попадали» на ремонт головок блока цилиндров. Под корректной настройкой подразумевается правильное соотношение топливно-воздушной смеси. Для бензина стехиометрическое соотношение воздуха и топлива по массе равно 14,7, в то время как для пропан-бутана – 15,6. Если агрегат будет получать более обогащенную или обедненную смесь, ему грозят проблемы.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Довольно серьезные последствия сулит второй сценарий, когда в стехиометрической горючей смеси недостаточно, собственно, горючего. В этом случае она дольше горит, а температура в камере сгорания растет. Вот здесь-то и случается прогар клапанов. Свечам зажигания тоже приходится тяжело. Обогащенная смесь грозит прогаром выпускной системы и выходом из строя каталитический нейтрализаторов, что само по себе тоже недешево.

Иногда встречаются рекомендации подбирать соответствующее масло для двигателя, работающего на газе. Основная аргументация у дающих подобные советы следующая: поскольку температура в камере сгорания будет заметно выше, то не факт, что масло, залитое в ваш двигатель, осилит работу при более экстремальных режимах. Во-первых, ухудшится защита внутренних частей агрегата. Во-вторых, начнется закоксовка двигателя, образование отложений и нагара. И, в-третьих, есть риск увеличенного расхода масла. Возможно, иногда дела обстоят именно так, но мы можем судить по собственному опыту длительной эксплуатации автомобиля с ГБО, в который заливается самое обычное синтетическое масло и вышеописанные ужасы так и не наблюдаются. Отметим, что речь идет о возрастном автомобиле, чей безнаддувный двигатель изначально надежен и не слишком привередлив к качеству смазочного материала. Так все ли так страшно, как гласят народные страшилки? Отнюдь! Кстати, раньше дела с надежностью работы ГБО обстояли хуже, чем сейчас. Достаточно вспомнить о первых трех поколений эжекторного типа, для которых были характерны обратные хлопки во впускном коллекторе, вызванные неправильным процессом сгорания или, проще говоря, самопроизвольным возгоранием во впускном коллекторе. Избыточное давление, создающееся в момент хлопка во впуске, может вывести из строя датчик расхода воздуха, не говоря уже о повреждении впускного тракта. У ГБО впрыскового типа, чья история началась с четвертого поколения систем, подобное отсутствует.

Других нюансов и тонкостей у системы хватает и их тоже обязательно следует учитывать. В противном случае есть риск навредить двигателю или как минимум получить проблемы при эксплуатации. Особо следует отметить корректность установки непосредственно компонентов системы ГБО. Например, откровенно «колхозное» внедрение в электрическую систему с подключением проводки форсунок на «скрутках», сулит совершенно очевидные последствия – рано или поздно цилиндры перестанут получать топливо из-за окислившихся проводов и отключившегося питания. Имеют место ситуации, когда пережимаются или слетают патрубки. Кстати, качество комплектующих – отдельная история и далеко не всегда позитивная. Иногда патрубки приходят в негодность спустя два-три года. Внимания потребуют двигатели, не имеющие гидрокомпенсаторов, – придется регулировать зазор в клапанах, исходя из температурного режима. Наконец, при установке ГБО увеличивается объем системы охлаждения, в частности, за счет удлинения патрубков. Этого требует редуктор, который испаряет газ, переводя его из сжиженного в газообразное состояние.

ГБО на авто — безопасно или нет?

Стоит отметить, что речь в этой статье пойдёт о современном пропановом ГБО — четвёртого поколения и выше. Такое оборудование в подавляющей доле ставится на машины на протяжении ряда последних лет. Более ранние системы действительно обладают меньшей степенью защиты.

Взрыв газового баллона

ГБО на авто — безопасно или нет?

Самым опасным и пугающим элементом любого ГБО является баллон с газом. В баллоне содержится смесь, способная при неудачном стечении обстоятельств превратить автомобиль в груду металлолома. Страхи водителей, разумеется, не беспочвенны. Однако паниковать от одного вида баллона уж точно не стоит.

При заправке автомобиля с ГБО баллон наполняется не парообразным, а жидким пропаном-бутаном. Выглядит данная субстанция как газ в зажигалке. Сжиженный газ находится под относительно небольшим давлением – до 16 атмосфер. Сам по себе баллон с топливом не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Однако толщина металла стенок баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна.

Есть один важный нюанс: заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%, чем зачастую пренебрегают некоторые владельцы автомобилей с газобаллонным оборудованием. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство — «поплавок», встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается.

Но что случится, если этот клапан внезапно сломается? Логичный вопрос, ответ на который прост. Не случится ничего. Любая газовая заправка снабжена собственным клапаном: по достижении максимального давления в баллоне автомобиля подача газа остановится сама. Заполнить баллон под завязку на практике почти нереально. Впрочем, даже если это случится, для взрыва автомобиль нужно ещё резко и мощно нагреть.

Предположим, вам удалось соблюсти все перечисленные условия и давление в ёмкости стало критически большим. Взорвать автомобиль снова вряд ли получится. Этому воспрепятствует клапан сброса лишнего давления, который сам, без посторонней помощи, выпустит лишний газ из баллона.

Разумеется, ничего приятного в этой процедуре нет – газ окажется не где-нибудь, а прямо в багажнике вашего авто. Теоретический шанс поджечь или взорвать его уже появится. Но для этого потребуется мощная искра или открытое пламя. Где их взять в багажном отделении – большой вопрос. Да и не заметить проблему вряд ли получится: в газ добавляют одорант. Именно он придаёт едкий запах изначально не пахучему веществу. Для взрыва нужно, чтобы концентрация пропана-бутана в воздухе достигла 1,9-8,5%. Одорант даёт знать об утечке задолго до достижения указанной отметки. Предел объёмной доли взрываемых паров в воздухе также не в пользу бензина – ему нужно лишь 0,75%.

Повреждение газового трубопровода

ГБО на авто — безопасно или нет?

А что с газовыми магистралями? Трубки, по которым пропан-бутан поступает в двигатель автомобиля, защищены не хуже, чем сам баллон. Они изготавливаются из меди или пластика – не менее надёжного и прочного, чем обычные бензиновые магистрали любого современного автомобиля. Повредить их даже специально крайне сложно. При неаккуратном вождении или аварии порвать, конечно же, можно и их, но взорвать машину, опять же, не получится.

Как обеспечивается безопасность газовой системы?

ГБО на авто — безопасно или нет?

Фишка в том, что на выходе из баллона стоит так называемый скоростной клапан, не позволяющий газу выходить из ёмкости со слишком большой скоростью. Заподозрив неладное, он мгновенно перекрывается, уберегая тем самым автомобиль от возможного пожара и взрыва.

Но и это ещё не всё. Газ из баллона начинает поступать в магистраль лишь после того, как откроется электромагнитный запорный клапан на баллоне. Управляется нехитрое устройство автоматически и кнопкой из салона. Перекрыли клапан – и магистрали можно смело ломать. На волю сможет вырваться лишь то, что осталось в трубках. А газа там – как в паре-тройке зажигалок. Под капотом автомобиля находится ещё один электромагнитный клапан, точно так же отсекающий подачу газа нажатием кнопки.

Подводим итог

Нетрудно догадаться, что современные системы ГБО по ряду параметров даже превосходят в плане безопасности традиционные бензиновые системы. Подачу бензина в топливные трубки, напомним, прервать в принципе невозможно. При обрыве магистрали топливо из бака будет литься самотёком, пока не вытечет полностью. Поджечь или взорвать обычный бензобак в разы проще, чем уничтожить газовый баллон. Если бензины самовоспламеняются при температуре в 400-500 градусов по Цельсию, то газы – при 600-700.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *