Цапфа что это такое
Перейти к содержимому

Цапфа что это такое

  • автор:

Значение слова «цапфа»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Цапфа (нем. Zapfen — цапфа, шейка, шип, втулка, стержень) — часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник). Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка. Концевая цапфа, воспринимающая осевые нагрузки, это пята. Цапфы осей часовых колёс называются «кончики», их приходится весьма тщательно полировать для уменьшения трения. В оконной фурнитуре — запирающий элемент обвязки створок, грибовидной или цилиндрической формы, который при взаимодействии с ответной деталью на раме конструкции обеспечивает закрытие окна и надлежащий прижим, исключающий продувание.
  • ЦА’ПФА, ы, ж. [нем. Zapfen]. 1. Шип, шейка вала или оси, опирающаяся на подшипник и вращающаяся в нем (тех.). Поворотная ц. (устройство, на к-ром вращается переднее колесо автомобиля). 2. Небольшой цилиндрический выступ на середине ствола орудия, вставляемый в особое гнездо у лафета (воен.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ца́пфа

1. техн. шип вала или оси, на котором находится опора (подшипник) ◆ При неподвижной цапфе или незначительной скорости ее вращения она касается вкладыша, и трение между ними носит характер полужидкостного. Нурбей Гулиа, «Дайте мне опору. Энциклопедия механизмов», 1975 г. // «Техника — молодежи» (цитата из НКРЯ) 2. военн. один из цилиндрических выступов на стволе орудия (или на люльке — части упругого лафета), вставляемый в особое гнездо жёсткого лафета ◆ Броневая плита, прикрывавшая его снаружи, сползла вниз и закрыла отверстие порта, а пушка вылетела из цапф. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932–1935 г. (цитата из НКРЯ) 3. строит. в оконной фурнитуре — запирающий элемент обвязки створок, имеющий грибовидную или цилиндрическую форму

Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • гребенчатая цапфа
  • коническая цапфа
  • фигура цапф большого пассажного инструмента
  • цилиндрическая цапфа
  • цапфа крейцкопфа
  • шаровая цапфа

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прибивка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Цапфа

Цапфа

Цапфа — фурнитурный элемент на створке окна упирающийся в специальную ответную часть на раме, который часто называют эксцентриками, что является альтернативным названием. В пластиковых окнах ответной частью служит специальная планка на раме окна . Ввсегда находятся только на створках с торцевой стороны. При повороте оконной ручки эксцентрик сдвигается либо вверх, либо вниз, цепляясь за ответную планку, притягивая створку к раме.

Ответная планка вместе с цапфой образуют точку прижима. С помощью эксцентриков производят перевод окон в сезонные специальные режимы. На створке пластикового окна, в зависимости от ее размера, как правило, находится 4–7 цапф (сбоку, сверху, снизу).

Примеры запорных эксцентриков

У каждого производителя фурнитуры своя форма запорных эксцентриков. В настоящее время практически все производители фурнитуры, даже совсем бюджетной, устанавливают регулируемые цапфы. Регулируемые эксцентрики всегда овальной или круглой формы и могут крутиться. На четвертом фото представлен образец, который нельзя отрегулировать.

Цапфа

Пресс (горизонтальный разрез). А — камера для заряжения, способная по удалении поршня поворачиваться на цапфах DD. C — матрица с круглым отверстием. В — пустотелый поршень.

Цапфа (нем. Zapfen — тех. цапфа, шейка, шип, втулка, стержень (часовой стрелки)) — часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник). Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка. Концевая цапфа, воспринимающая осевые нагрузки, — пята.

Цапфы осей часовых колёс называются «кончики», их приходится весьма тщательно полировать для уменьшения трения.

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Механизмы
  • Детали машин и механизмов
  • Трансмиссия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы:

  • Фридрих Вильгельм I
  • Полосатый полоз

Полезное

Смотреть что такое "Цапфа" в других словарях:

  • ЦАПФА — нем. Zapfen. Винт, на котором поднимается и опускается пушка. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. цапфа (нем. zapfen) часть вала или оси, опирающаяся на… … Словарь иностранных слов русского языка
  • ЦАПФА — ЦАПФА, цапфы, жен. (нем. Zapfen). 1. Шип, шейка вала или оси, опирающаяся на подшипник и вращающаяся в нем (тех.). Поворотная цапфа (устройство, на котором вращается переднее колесо автомобиля). 2. Небольшой цилиндрический выступ на середине… … Толковый словарь Ушакова
  • цапфа — шейка, пята, шип Словарь русских синонимов. цапфа сущ., кол во синонимов: 4 • винт (27) • пята (4) … Словарь синонимов
  • ЦАПФА — (от нем. Zapfen) опорная часть оси или вала. Цапфу на конце называют шипом, а в середине шейкой … Большой Энциклопедический словарь
  • ЦАПФА — часть вала или оси (обычно шлифованная), соприкасающаяся с подшипником и непосредственно воспринимающая нагрузку, передаваемую последним. Различают собственно Ц. при поперечном направлении нагрузки по отношению к оси Ц. и пятник (пяту) при осевом … Технический железнодорожный словарь
  • цапфа — – элемент передней подвески колеса, обеспечивающий его поворот. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
  • цапфа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN knuckle … Справочник технического переводчика
  • ЦАПФА — часть оси или вала, опирающаяся на подшипник. Ц. на конце вала называется шипом, а в середине шейкой … Большая политехническая энциклопедия
  • Цапфа — [trunnion] участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая цапфа называется шипом, расположенным в средней части вала шейкой, торцевая пятой. Если цапфа поддерживается подшипником скольжения или ее поверхность непосредственно контактирует с … Энциклопедический словарь по металлургии
  • цапфа — ы; ж. [нем. Zapfen] Техн. 1. Часть вала или оси, опирающаяся на подшипник. Цапфы колеса. Ц. кривошипа. 2. Один из цилиндрических выступов на стволе орудия (или на люльке части упругого лафета), вставляемый в особое гнездо жёсткого лафета. * * *… … Энциклопедический словарь
  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте
  • 👣 Путешествия

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP,
WordPress, MODx.

  • Пометить текст и поделитьсяИскать в этом же словареИскать синонимы
  • Искать во всех словарях
  • Искать в переводах
  • Искать в ИнтернетеИскать в этой же категории

Цапфа — устройство и неисправности

Это вал, ось или же часть от него, где размещаются подшипники (опоры). Как правило, такой узел представлен с осью и площадкой для крепления к «барабану» или «кулаку». Есть литые цапфы-кулаки, прекрасный пример БМВ Е39 и другие из семейства.

Существует разновидность цапф, как направляющих втулок для шрусов, как правило, устанавливают в «кулаки» передне (ВАЗ 2108-15) и задне приводных авто.

Цапфа на Уаз Патриот

Как понимаете, она может быть, как передней, так и задней, отличия в конфигурациях. Задние цапфы в переднеприводных автомобилях, имеют площадку крепления к «барабану». В большей части современных авто, спереди их делают литыми с кулаком, естественно это модели с задним приводом, но, есть и переднеприводные, тогда речь не о самой цапфе, а только, о её направляющей (втулке), роль самой цапфы в таких случаях, выполняет шрус, полуось. Подробней можете рассмотреть на картинке.

Ступица (кулак цапфа)

В общем, запомните, у большинства авто с передним приводом, цапфами оснащаются задние колеса. Модели с задним приводом, имеют конфигурацию сзади через шрусы (модели БМВ), но с втулками цапфы, спереди классическая повортная цапфа. В полноприводных авто, как НИВА и УАЗ, на цапфу подшипники устанавливаются, как снаружи, так и внутри.

Усиленная цапфа на Уаз Патриот

Устройство цапфы

Устройство и конфигурации детали, могут отличаться, причины этого разобрали выше. У некоторых автомобилей, например, где из опций представлена автоматическая подкачка шин, строение оси другое, причем, независимо от привода. В таких случаях, в полостях между втулкой и вращающейся полуосью, шрусом, создается закрытое пространство, отделенное сальниками, для предотвращения утечки воздуха. Далее, по специальным трубопроводам воздух подается в шину.

В зависимости от того, на какую часть вала припадает больше давления и соответственно ставится подшипник, меняется и название. К примеру, если посередине – это «шейка», если на конце, то шип или «пята» цапфы.

определение цапфы

Ресурс и неисправности

Как правило, точных «пробегов» для детали нет, все довольно индивидуально. В среднем автомобили могут «пройти» 100 000 и 200 000 км, не испытывая проблем. Все внимание здесь нужно направлять на своевременную замену подшипников ступицы. Именно из-за не своевременной замены таких важных элементов и происходит износ цапфы, банальная выработка металла, которая приводит к возникновению люфта.

Вполне вероятно, что может заклинить подшипник, отчего пойдет неравномерная выработка цапфы, после чего необходима наплавка металла и поиски хорошего токаря, либо покупка новой детали.

Как уже поняли, основные неисправности – это появление дефектов на оси из-за подшипников и срезание резьбы, из-за чрезмерного воздействия на гайку фиксирующую ступицу. Проблемы могут быть вызваны попаданием колес в глубокие выбоины и ямы.

Срезало резьбу на цапфе поворотного кулака УАЗ 3303

Признаки неисправностей и как заменить?

Определим, какие симптомы могут встречаться с такой деталью:

1. Появившийся люфт ступицы.

2. Доносящийся стук во время поворота руля.

3. Стуки даже во время езды по прямой дороге, с небольшими ямками.

Провести диагностику элемента, без разбора всего узла практически не возможно. Придется снимать колеса, раскручивать ступицу, снимать тормозной узел, датчики. Это касается осей цапфы, если речь идет о втулке, то на некоторых моделях, можно обойтись визуальным осмотром. Как правило, после высвобождения «гранаты» и ступицы из посадочного места, видно, изношена ли направляющая или нет.

Как снять деталь:

• Первым делом, ставим автомобиль на ровную площадку и снимаем колесо.

• Откручиваем суппорта, снимаем мешающиеся датчики.

замена цапфы заднего колеса лада калина

• Развальцовываем «шейку», закрывающую стопорную гайку ступицы и откручиваем последнюю.

Кстати, нужно снять тормозной диск, он явно будет мешать.

• Выкручиваем ступицу с помощью болтов крепящих колесо. Зачастую необходимо приложить несколько легких ударов молотком, чтобы дело пошло легче.

замена цапфы заднего колеса лада калина-2

• Далее открывается «голая» ось, подшипники скорей всего «съехали» вместе со ступицей.

замена цапфы заднего колеса лада калина-3

• Теперь все внимание на конструкцию цапфы, если она спереди расположена, то осмотрите её, возможно, она впрессована и составляет единое целое с поворотным кулаком. Если задались ремонтом задней цапфы, то в большинстве случаев, производители делают их съемными.

Сзади цапфы зачастую съемные с «барабана», они фиксируются на четырех болтах, поэтому трудностей быть не должно.

А вообще, информацию лучше изначально узнавать в интернете, потому что, если деталь не съемная, придется менять узел целиком. В крайнем случае, наплавлять металл, а после проводить заточку под нужную «геометрию». Последний вариант не рекомендуем, выгодней купить новый элемент и заменить узел полностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *