Когда появился автомобиль москвич
Перейти к содержимому

Когда появился автомобиль москвич

  • автор:

Когда появился автомобиль москвич

Рождение и становление

1929 год. Октябрь Началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24 тысяч автомобилей в год.

1930 год. Ноябрь Автосборочный завод вступил в число действующих предприятий. До 1933 г. выпускал автомобили "Форд-А"и "Форд-АА".
Декабрь Постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться "Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве".

1932 год. Декабрь Начало сборки грузовых автомобилей "ГАЗ-АА" (около 30% от всего выпуска) из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом.

1933 год. Август Автосбосрочный завод им. КИМ стал филиалом Горьковского автозавода и перешёл полностью на выпуск автомобиля "ГАЗ-АА".

1939 год. Февраль В соответствии с приказом Наркомсредмаша Автосборочный завод им.КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое "Московский автомобильный завод имени КИМ".

1941 год. Октябрь Завод им.КИМ был эвакуирован на Урал. Его производство было переориентировано на военную продукцию.

Возрождение, признание

1945 год. Май Принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей "Москвич" и о наименовании завода "Московский завод малолитражных автомобилей" (МЗМА).

1947 год. Апрель Начался серийный выпуск легковых малолитражных
автомобилей "Москвич-400".

1948 год. Апрель Положено начало экспорту автомобилей "Москвич".

1954 год. Февраль Освоен выпуск модернизированной модели автомобиля "Москвич-401".

1956 год. Апрель С главного конвейера сошел последний "Москвич-401". Начат выпуск "Москвича-402"

1958 год. Июль Начат выпуск автомобиля "Москвич-407" с верхнеклапанным двигателем.
Август На Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили "Москвич-407" и "Москвич-423" отмечены золотыми медалями.

1963 год. Декабрь С главного конвейера сошел последний автомобиль "Москвич-407". Начат выпуск переходной модели "Москвич-403".

1964 год. Сентябрь Начат выпуск автомобилей "Москвич-408".

1967 год. Май С главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль "Москвич-408".
Октябрь Выпущена первая партия автомобилей "Москвич 412".

1968 год. Январь Начало реконструкции завода и строительства главного сборочного корпуса.
Май Начат выпуск модификаций "Мосвквич-412" — автомобиля "Москвич-427" с кузовом "универсал" и автомобиля "Москвич-434" с кузовом "фургон".
Октябрь В связи с 50-и летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

От единиц — к миллионам

1971 год. Сентябрь Образовано автомобильное производственное объединение "Авто-Москвич".

1973 год. Май Открыт памятник — стелла — воинам — автозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Сентябрь На филиале АЗЛК — Инишемском заводе запасных частей вступил в строй главный корпус.

1974 год. Август С главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль "Москвич-412".

1975 год. Декабрь Начато производство новых автомобилей "Москвич-2138" и "Москвич-2140".

1977 год. Декабрь На экспорт отправлен миллионный автомобиль "Москвич" с начала поставок их за границу.

1980 год. Август 25 августа сошел с конвейера трехмиллионный автомобиль "Москвич-2140".

1982 год. Январь АЗЛК начал большую реконструкцию: строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, "Порозо" и цеха "Пластмасс".

1986 год. Сентябрь 17 сентября с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль "Москвич".

1988 год. Июль Закончено производство автомобилей "Москвич-2140".

1989 год. Развернута работа по подготовке производства пикапа на базе мод. 2141 и прицепа.

1992 год. Ноябрь Освоен выпуск грузового автомобиля "Москвич-2335-пикап" и прицепа мод. 8135.

1994 год. Август Совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели "Москвич-2901".

1997 год. Январь Возрождение завода после более чем годового простоя.
Апрель Освоен выпуск новой модели "Юрий Долгорукий" с двигателями ВАЗ и Рено.
Июнь Начало выпуска модели "Князь Владимир" с
двигателем Рено.
Август На базе серийных автомобилей "М-2141" и "М-2335-пикап" разработаны модели электромобилей (экологически чистые).
Декабрь Начато производство новой модели автомобилей "Святогор" с двигателем "Рено" и импортными комплектующими узлами.

1998 год. Февраль-март Организован рекламный пробег "Москва-Омск-Новосибирск-Москва" на автомобилях "Святогор" и "Князь Владимир" протяженностью 7500 км.
Август Модельный ряд пополнил автомобиль новой модели "Калита" с двигателем Рено.
Ноябрь Разработана полноприводная модель автомобиля "Калита".
Декабрь С конвейера ОАО "Москвич" сошел 5-и миллионный автомобиль "Князь Владимир".

Когда появился автомобиль москвич

Москвич-400-420 (1946-1954 гг)

Москвич-400-420 (1946-1954 гг)

Немного истории о автомобиле "Москвич-400-420"

Как известно, в довоенные годы СССР широкомасштабно производили автомобили высокого и среднего класса, делая акцепт на уникальности дизайна и высоком качестве внутренней отделки. Большинство из этих моделей были гордостью Горьковского завода и завода им. Сталина. В результате, распространены они были либо в народном хозяйстве, либо среди «высшего класса» населения. Очень редко, но все же можно было встретить простого работающего на элитной советской машине, которая, впрочем, была преподнесена ему в качестве подарка за особые заслуги.

Наблюдая за массовой «автомобилизацией» других стран Европы, в Советском союзе также начали задумываться о создании недорогого и компактного «сити-кара», который был бы по карману любому работающему человеку, или который бы стал роскошным, но в то же время, и не очень затратным «презентом», методом поощрения или мотивации в различных сферах.

Прототип Москвича-400 - Opel Kadett K38

Прототип Москвича-400 — Opel Kadett K38, 1937 года выпуска

Кстати, попытка создать такой автомобиль у же была. Случилось это на Московском заводе им. Коммунистического Интернационала молодежи, когда в 1940 году впервые в свет вышел КИМ-10 и его модификация КИМ-10-51. Хоть и образцом для создания послужил британец Ford Prefect, выпускаемый значительно раньше, для Советского союза этот КИМ был вполне приличным и современным. В массовое производство автомобиль так и не пошел – всего было выпущено лишь 450 штук, которые, как ни странно, раскупались почти мгновенно. После этого в небольшом количестве с конвейера сошел 4-х дверный седан КИМ-10-52, но война вынудила переоснастить завод и начать специализироваться на выпуске военных машин.

Так вот… закончилась Великая Отечественная и на Московском автомобильном заводе начались первые работы по проектированию бюджетной советской малолитражки. Кстати, в 1945 году небольшой состав советских инженеров отправился в Германию на осмотр интересных и передовых промышленных объектов. Были обследованы компания "Научно-техническое бюро автомобилестроения" и "Байерише Моторен Верке" вместе с заводом, из которых взяли несколько экземпляров автомобилей для презентации вождю, которые служили бы основой для создания советской машины. Так как Сталин не хотел больше видеть ни КИМ, ни чего-то его напоминающее, он остановил выбор именно на «Кадете К38». Сразу после этого было выдано распоряжение увезти из немецкого завода небольшую часть оснастки, а также – часть оборудования на Днепропетровский завод, производивший тогда грузовые машины ДАЗ.

Рекламный предпродажный плакат

Рекламный предпродажный плакат

В результате была установлена рюссельхаймская производственная линия, на которой и начали производить первые детали для будущего автомобиля. О.В. Дыбов, который на тот час занимал должность заместителя главного конструктора, предложил в честь праздника «800 лет Москве» назвать автомобиль «Москвич». Это, несомненно, понравилось «верхушке» СССР и вожди дали добро. Внешне отличить советский автомобиль от немца Кадета практически невозможно, если не вглядеться лишь в заводские шильдики. Но так как Опель уже имела при себе компания GM и замеры приводились в дюймах, Москвич пришлось перерабатывать и все детали в метрической системе заменить на отечественные.

С конвейера сошел 10000-й экземпляр Москвича-400

С конвейера сошел 10000-й экземпляр Москвича-400

И вот уже в начале декабря 46-го был полностью собран первый экземпляр автомобиля под названием «Москвич»-400 с 1.1-литровым двигателем и мощностью в 23 лошадиных сил. Одной из самых запоминающихся особенностей данного автомобиля являлась передняя независимая подвеска «Дюбонне». Но, к сожалению, первые модели имели ряд недостатков, например – мелкие трещины на металле и оплавке, частые поломки замков салона и капота, плохая «герметичность» салона и низкое качество его обивки, склонность к коррозии и т.д. Но спустя 2 года большинство этих «ляпов» все-таки устранили, а также – повысили мощность, снизили общий вес и улучшили комфортабельность. Еще через три года Москвич обзавелся усовершенствованной КП с рычагом около руля. Тогда же решили укрепить конструкцию и, тем самым, заметно повысить пробег. Но в 1954 году Москвич «родился заново» благодаря комплексной модернизации технических характеристик, в следствии чего решили перейти с индекса 400 на 401. Эта модификация выпускалась всего 2 года. За все 10 лет производства с конвейера сошло 247 439 экземпляров автомобиля (из которых 17 742 кабриолета) и были именованы, как первые советские автомобили массового производства, предназначенные для индивидуального использования, независимо от статуса покупателя.

Базовая модификация Москвича на милицейской службе

Базовая модификация Москвича на милицейской службе

Кстати, в разных источниках Москвич имеет и одинарный, и двойной индекс. Ни первое, ни второе не является ошибкой, так как первое число означает лишь модель двигателя, а второе число – тип кузова. Базовая модель имела индекс 400-420.

Конструкция и дизайнерские решения

Москвич-400 в базовой модификации был четырехдверным седаном, главной отличительной чертой которого был удлиненный капот, выступающие арки колес и практически полное отсутствие острых углов. Сам кузов был несущим и изготавливался из цельных металлических пластов.

Эмблема «четырехсотого» Москвича

Эмблема «четырехсотого» Москвича

Обеспечить наличие необходимого оборудования и начать работы по проектированию Москвича на основе Кадета было поручено целым 11 КД. Над внешним «обликом» автомобиля работало Шварценбергское Кузовное бюро, главой которого был Дыбов. Первые чертежи новой модели и каждой ее отдельной детали начали чертить в конце 1945 года. Имея на руках все нужные образцы от немецкого прототипа, дизайнерам удалось достаточно легко и быстро выполнить всю запланированную работу, от начала до конца. Уже в марте 1946 года на Московский завод привезли множество различных чертежей, моделей и готовых экспериментальных автомобилей. Немецкие специалисты, которые собственно и трудились над созданием советской малолитражки, смогли не только предоставить хорошую «копию» Опеля, но и предложили целый список идей, как усовершенствовать и сделать ее более комфортабельной. К моменту запуска серийного производства стало ясно, что унификация с Opel Kadett K38 составляла почти 97%. Кстати, не все детали для своего Москвича изготавливал МЗМА – почти треть из них поставлялись от заводов ГАЗ и ЗИС.

Самые первые модели не имели особых удобств – салон достаточно узкий, багажник без дверцы (доступ осуществлялся только путем откидывания задней спинки), да и отопителя в принципе не было. Но большой дорожный просвет, очень простая и крепкая конструкция, а также – энергоемкая подвеска и удачно спроектированный двигатель позволяли без ущерба для самого автомобиля ездить по тяжелому бездорожью или бродам глубиной около 60 см. Да, этот Москвич был почти неубиваем, так как, кроме всего прочего, мог смело обслуживаться и ремонтироваться неквалифицированными работниками или малограмотными владельцами.

Передняя панель приборов

Передняя панель приборов Москвича

Как и было свойственно всем бюджетным малолитражкам, салон Москвича обладал минимализмом и сдержанностью. Особенностью передней панели было присутствие двух бардачков – с крайнего левого и правого углов, а также – отдельного ящика для инструментов под сиденьем водителя. Справа от рулевого колеса присутствовали два круглых оборудования – это спидометр и тахограф. Что касается самого рулевого колеса, то оно имело достаточно большой радиус и три тонких спицы. Для дополнительного комфорта во время езды были предусмотрены противосолнечные щитки, открываемые «форточки-треугольники» на передних боковых стеклах, а зеркала заднего вида легко регулировались и обеспечивали неплохой угол обзора.

Переднее сидение представляло собой цельную подушку на 2 места с раздельными, немного выгнутыми спинками. Не смотря на умеренную мягкость, диван был вполне удобным. На заднем сидении вполне могло поместиться три пассажира и оно имело мягкую откидную спинку. Обивка салона была простой, одноцветной, закрепленной по периметру круглыми кнопками. Все металлические детали были покрыты эмалью под цвет самого кузова.

салон Москвича-400-420 со стандартной обивкой

салон Москвича-400-420 со стандартной обивкой

Пытаясь в общих чертах описать внешний вид кузова «Четырехсотого», хотелось бы акцентировать внимание на большом количестве хромированных деталей – это пороги дверей, ручки, бамперы, колесные колпаки, боковые молдинги, эмблема «Москвич», ободки всех фар, верхняя радиаторная облицовка, 2 накладки в местах крепления бампера и облицовочные вертикальные перемычки. Кстати, что касается эмблемы, то внутри хромированной окантовки изображалась кремлевская башня и красными буквами «ЗМА». Задний фонарь был только один в цвете бордо, а номерной знак имел белую подсветку. Передние двери с одной наружное петлей открывались по ходу движения, а задние – против хода. Также отметим наличие специального фигурного отверстия для рукоятки на переднем бампере в центральной его части.

рулевое колесо Москвича-400

рулевое колесо Москвича-400

Но специалисты постоянно работали над конструкцией автомобиля, тем самым, беспрерывно совершенствуя его на протяжении всего периода производства. Спустя полтора года к бамперу (на его левом кронштейне) прикрепили звуковой сигнал, была укорочена ножка задней фары, затем рычаг коробки передач установили справа от рулевого колеса, а не на полу (это повысило удобство управления). Спустя 2 года КПП уже связали с коробкой системы тяг и валов, а в 1954 году возникла мысль увеличить мощность автомобиля, установив новый двигатель. Вот так фактически и закончилось существование Москвича с индексом 400, ведь на смену ему дали уже индекс 401 (как вы помните – это число обозначает модель двигателя). Отличия во внешнем виде были очень несущественные: в штатных местах стали устанавливать заводские подфарники, само рулевое колесо и осталось пластиковым, но его спицы стали железными, а также немного изменились шкалы контрольных приборов и отдельные элементы отделки. Что касается конструкции, то наконец улучшили пыленепроницаемость и устойчивость к коррозии за счет использования новых усилителей, 2-рядной точечной электросварки и более качественного покрытия. Также немного изменился вид аккумуляторной площадки – вместо консольного приваривания, она теперь частично «утопала» в моторном щите.

Технические характеристики Москвича-400 (401)

Москвич отличался идеальным соотношением простоты, комфорта и оптимальными техническими решениями, благодаря которым и стал чуть ли не самой популярно машиной того времени. «Четырехсотая» модель двигателя была четырехцилиндровой, нижнеклапанной. Чтобы удешевить конструкцию, цилиндры и их головки изготавливали из очень дешевого сплава, а чтобы сделать возможным самостоятельно ремонтировать «сердце» Москвича малограмотными водителями, к самым важным узлам доступ сделали максимально легким. Кстати, несмотря на маленькую мощность – всего 23 л.с., Москвич вполне мог разогнаться и до 90 км/час, но только по идеально ровной дороге. Заправлялся автомобиль бензином с о.ч. 66, сам двигатель обладал степенью сжатия около 5.8 и мог похвастаться просто завидной долговечностью.

Москвич-400 во время прохождения испытаний

Opel Kadett 38 прототип Москвич-400 во время прохождения испытаний

Тормозная система «четырехсотого» имела на те времена довольно-таки нестандартное решение, так как гидравлический привод еще не дошел до пика своей популярности, да и сам тормозной барабан Москвича был и ступицей, и колесным диском одновременно. Поэтому, «Да здравствуют коромысла, системы тяг, тросов и уравнителей»! Что касается самого барабана, то располагался он на подшипниках передней подвески и на полуоси заднего моста. Колеса не имели обычных дисков, а лишь обода с гнездами, так как шпильки крепления были и так расположены на максимально допустимый диаметр. Да, многие видели в такой конструкции ряд недостатков, но то, что она позволила уменьшить массу неподрессоренных деталей и увеличить устойчивость машины – это факт. Кстати, оснастка салона была достаточно бедной – не было ни радио, ни отопителя. Еще одним из недостатков можно считать конструкцию «дворников», которые работали только от двигателя. В непогоду (сильный дождь, снег, гололед, броды и т.д.) каждый здравомыслящий водитель двигался осторожно и медленно, но чем меньше было оборотов двигателя, тем медленней работали эти стеклоочистители. Поэтому чаще всего они не справлялись со своей главной задачей и доставляли массу неудобств.

Спустя пару лет, после запуска конвейерного производства базовой модели Москвича, конструкторы, опираясь на опыт соседей-европейцев, выпустили компактный фургон с деревянным каркасом кузова, имеющим индекс 400-422. Его грузоподъемность была всего 200 кг, а через бакелизированную фанеру этот автомобиль любили называть «Буратино». Их производство нельзя назвать массовым из-за видимой хрупкости и недолговечности, поэтому конструкторы вернулись к совершенствованию основной модификации. Летом 1949 года на Москвич-400 был установлен фильтр тонкой очистки, который сумел еще больше повысить долговечность двигателя. В начале 50-х укрепили задний мост за счет установки более прочных полуосей и подшипников. Тогда же стало ясно, что существующей мощности недостаточно и двигатель также требует полной переделки. В результате модернизировали 2 блока цилиндров, валы, водяные помпы и бензиновый насос. На этом эксперименты не закончились: во время разработки более мощного двигателя, пришлось три раза переделывать генератор, 4 раза менять карбюратор и 2 раза – зажигание. Работы длились почти 2 года, и в результате в 1954 году была представлена совершенно новая модель двигателя с мощностью уже 26 л.с., новыми коллекторами и индексом 401. Вот так и появился старый-новый Москвич-401-420. В модернизированной модели были также устранены многие прошлые недочеты, хотя на общей картине этого автомобиля они практически никак не отразились. Именно поэтому 401-го Москвича не принято выносить как отдельную модель.

Таблица характеристик автомобиля Москвича 400 и 401

Модель Москвич-400-420 Москвич-401-420
Год производства 1947-1953 гг 1954-1956 гг
Кузов Цельнометаллический четырехдверный седан несущего типа
Количество мест 4 пассажирских +1 водительское
Габариты (д/ш/в) 3855/1400/1555 мм
Колесная база 2340 мм
Колея (передняя/задняя) 1105/1170 мм
Дорожный просвет 200 мм
Масса (полная/снаряженная) 1145/845 кг 1155/855 кг
Двигатель Четырехтактный цилиндровый АЗЛК (МЗМА)-400 Четырехтактный цилиндровый АЗЛК (МЗМА)-401
Мощность 23 л.с (при 3600 об/мин) 26 л.с (при 4000 об/мин)
Максимальная скорость 90 км/час
Расположение двигателя Продольное, переднее
Объем двигателя 1074 см.куб.
Цилиндры R4/2, отлиты в один блок из чугуна с верхней частью картера.
Расположение и диаметр цилиндров Рядное, вертикальное, 67.5 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Степень сжатия 5.8 6.27
Крутящий момент 55 Нм (при 2000 об/мин) 58 Нм (при 2200 об/мин)
Топливо А66
Наименьший расход топлива в г/э. 300 л.с.ч.
Поршни Из сплава алюминия, имеющие 2 компрессионных и 1 маслосъемное кольцо
Шатуны Кованые, стальные со смазочными каналами
Коленчатый вал Кованый, 3-опорный с динамической и статической балансировкой, изготовленный из стали.
Распределительный вал Кованый, 3-опорный с закаленными кулачками и шейками, изготовленный из стали.
Привод распределительного вала Шестеренчатый, текстолитовый
Клапаны Нижние, односторонние с пружинами переменной навивки и вставными выпускными клапанами.
Система смазки Комбинированная с фильтром тонкой очистки
Масляный насос Шестеренчатый, внутрикартерный, вращающийся от распределительного вала (давление масла 2-3,5 кг/см2)
Бензиновый насос Диафрагменный с отстойником и рычагом ручной подкачки
Карбюратор Балансированный с падающим потоком, ускорительным насосом и экономайзером, тип К-25
Воздушный фильтр Объединен с глушителем шума всасывания, сетчатого типа с масляной пленкой
Система охлаждения Открытая, водяная с сильфонным термостатом и принудительной циркуляцией
Тип радиатора Пластинчатый
Водяной насос Центробежный с трапецеидальным ремнем, работающий от коленчатого вала
Вентилятор Штампованный, 2-полосный, установленный на валу якоря генератора
Сцепление Сухое, 1-дисковое, с демпфером в ступице ведомого диска
КПП Трехуровневая, 2-ходовая с конической главной передачей
Карданный вал Трубчатый, открытый со скользящей вилкой
Привод Задний
Мост задний/передний Ведущий с полуразгруженными полуосями/трубчатый с укреплением на раме
Подвеска задняя/передняя Рессорная, продольная/независимая, пружинная с продольными рычагами
Амортизаторы задние/передние Гидравлические, 1-сторонние
Колеса Дисковые, штампованные, со съемными колпаками с профилем обода 3,00Dx16"
Рулевой механизм Глобоидальный червяк с трезубым сектором и передаточным отношением 15:1
Тормоз ручной/ножной с механическим тросовым приводом, действующий на задние колеса/ колодочный, с гидравлическим приводом, действующий на все колеса
Объем бензобака 31 л

Модификации Москвича-400 (401)

Москвич-400-420А – четырехдверный кабриолет с откидным верхом (мягкий тент) и удлиненным кузовом, поэтому смело может называться кабриолимузином. Производился с 1949 по 1954 год включительно.

«Четырехсотый» кабриолимузин на выставке

«Четырехсотый» кабриолимузин на выставке

Москвич-400-421 – четырехдверный универсал штучного производства. Автомобили этой модификации могли иметь разную навеску задних дверей и производились с 1948 по 1950 год.

Москвич-400-422 — грузо-пассажирский фургон, каркас кузова которого был из дерева. Год производства — 1948-1956 гг.

Москвич 400-422 «Почта». Юбилейная марка

Москвич 400-422 «Почта». Юбилейная марка

Москвич-400-420М — медицинский автомобиль и сигнальным фонарем, предназначен для передвижения врачей и не имевший никаких условий для перевозки больны. Как правило, окрашивался в темно-синий цвет, по бокам имелась надпись «Помощь на дому», а спереди – знак Красного креста. Отделка салона была из текстовинита, поэтому легко мылась и дезинфицировалась.

Москвич-400-420М «Помощь на дому» на улицах города

Москвич-400-420М «Помощь на дому» на улицах города

Москвич-400-420Б – шасси с кабиной

Москвич-400-420К – коммерческое шасси

Москвич-400(401)-420К

Москвич-400(401)-420К (шасси, предназначенное для установки сторонними предприятиями)

Москвич-401-420 — модернизированный четырехдверный седан с более мощным двигателем, новой конструкцией КПП и улучшенной отделкой. Производился с 1954 по 1956 год.

Модернизированный Москвич 401-420

Модернизированный Москвич 401-420

Москвич-401-422 — грузопассажирский фургон, каркас кузова которого был из дерева. Год производства — 1954—1956 гг.

Москвич-401-422 (1954—1956) — деревометаллический фургон.

«Четырехсотый» в киноиндустрии и сувенирном производстве

Этот Москвич, к сожалению, не производился в больших масштабах в виде сувенирных игрушек очень долгое время. И только в 2009 году поклонники советского автопрома смогли приобрести синего кабриолета Москвич 400-420 вместе с журналом «Автолегенды СССР». Через год был выпущен синий и бежевый Москвич 400-420А в масштабе 1:43 в рамках проекта «Наш Автопром». В честь 300-летия Московского Почтамта компания DIP Models выпустила небольшим тиражом обычный фургон и почтовый фургон из модификации 401-422. Последний раз моделька Москвича-400-420 серого цвета была произведена и предоставлена опять же таки в подарок с журналом «Автолегенды СССР» в 2011 году.

Сувенирная модель Москвича-400-420

Сувенирная модель Москвича-400-420, «Автолегенды СССР», 2009 год

Кроме того, э того Москвича можно было наблюдать во многих советских фильмах, например, "Осторожно, бабушка!", "Гараж", "Взрослые дети", "Дамы приглашают кавалеров", "Она вас любит!", "Москва слезам не верит" и т.д. Отметилась отечественная малолитражка и в спорте – на зимних гонках 1949 года «Москва — Минск — Москва» заводом был выставлен базовый седан. Результат превзошел все ожидание – первое место и новый рекорд по средней скорости на первых 1000 км, которая составляла 83,8 км/ч.

Сувенирная модель почтового фургона Москвич-401-422

Сувенирная модель почтового фургона Москвич-401-422, 2011 год

74 года «Москвичу»: от прототипа Opel до распада и производства Renault

4 декабря 1946 года с конвейера сошел первый автомобиль под названием «Москвич» — модель «Москвич-400». В день рождения бренда «Реальное время» вспоминает модели, выпускавшиеся заводом, сейчас уже не существующим, а также грустную историю его закрытия.

Первое и второе поколения «Москвичей»: 400, 402, 407 и 403

Первый из «Москвичей» стал знаковым — в первую очередь, тем, что это был первый массовый легковой автомобиль, который продавался в СССР для индивидуального использования. Предыдущие советские машины предназначались в основном для государственных нужд, и «частники» могли получить их в лучшем случае уже «б/у-шными», через комиссионные магазины.

«Москвич-400» — первая модель, выпущенная на только что открытом «Заводе малолитражных автомобилей» — до этого завод назывался «Московским автомобильным заводом имени КИМ» (по названию Коммунистического Интернационала Молодежи»), ранее — до этого — «Государственным автосборочным заводом имени КИМ».

Прототипом первого массового советского автомобиля стал Opel Kadett K38. У «Москвича» было довольно много модификаций — около десяти, причем среди них встречались и довольно экзотические варианты — например, фургон с деревянным каркасом кузова, кабриоседан и деревометаллический фургон. Всего было выпущено около 250 тысяч экземпляров 400-ого «Москвича», в общей сложности их выпускали с 1946 по 1956 годы. В автомобилях были трехступенчатые коробки передач и двигатели мощностью в 23 или 26 л.с.

На смену модели «400» пришли 402-ая (выпускалась с 1956 по 1958 годы), 407-ая (с 1958 по 1963) и 403-ая (с 1962 по 1965 годы), сделанные на основе более нового Opel Olympia. У «Москвича-402» был другой кузов, более современный экстерьер и отдельные изменения в устройстве. Пришедший на смену «Москвич-407» (самый массовый из этих трех — выпустили около 360 тысяч экземпляров) мог предложить более мощный двигатель в 45 л.с., со временем на него стали устанавливать и четырехступенчатую коробку передач. Эту модель активно поставляли на экспорт. В 403-ем «Москвиче» уже появились некоторые элементы из нового «Москвича-408», вошедшего в серийное производство с 1964 года.

Третье поколение: 408, 412 и 2140

К «Москвичам» самого известного, массового и длительного третьего поколения относят уже сильно изменившиеся визуально (и по характеристикам) модели — в первую очередь, 412-ую и 2140. Но началось все с «Москвича-408». Он выпускался с 1964 по 1976 годы, а все поколение — вообще на протяжении более чем 35 лет, — с 1964 по 2001 годы (в последние годы, правда, уже не на московском заводе).

«Москвич-408» визуально стал совсем не таким, как предшественники: кузов стал более низкий, салон — более просторным, увеличилась и колесная база. Дизайн для тех лет был современным, что позволило активно экспортировать 408-ой в страны Европы. Стал мощнее и двигатель — теперь тут было 50 л.с., а в экспортном варианте — вообще 60,5. С 1966 года модель собиралась также и на новом ижевском автозаводе, в итоге став одной из самых массовых моделей «Москвича» — их произвели около 700 тысяч штук.

412-ый «Москвич» изначально являлся версией 408-ого с более мощным двигателем — с мощностью в 75 л.с. В Москве 412-ый производился параллельно с 408-ым до 1976 года, затем обе модели объединили в модель 2140. Производство 412-ого продолжилось в Ижевске, их там выпускали аж до 2001 года, и модель стала одной из самых массовых для линейки «Москвича» — всего в Ижевске произвели 2,3 млн штук. Но все же эта модель имела свою, отдельную от московского «Москвича», историю. Также 412-ые собирали в Болгарии и даже Бельгии.

А вот в Москве началась история «Москвича-2140» — он стал рекордсменом среди произведенных на московском заводе моделей — всего их выпустили около 1,8 млн экземпляров. По сравнению с 412-ым «Москвичом» модель 2140 не получила особых изменений в двигателе, а вот кузов существенно модифицировали — изменилась и передняя, и задняя части, также изменилась светотехника, панель приборов, появились сидения с подголовниками. Модель выпускалась с 1976 по 1988 годы.

Четвертое поколение: 2141 и закат «Москвича»

В середине 80-ых на переименованном в АЗЛК («Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола») заводе стали производить машины следующего поколения. Первая и единственная массовая модель из этого поколения — «2141». Выглядела она абсолютно не так, как предыдущие модели: кузов — хэтчбек, привод стал передним, да и прототипом стала французская Simca 1307 (производитель входил в концерн Chrysler). Прототип был скопирован почти полностью, в результате «2141» стал одним из самых безопасных советских автомобилей. Двигатели изначально устанавливались от вазовской «шестерки», затем ставили двигатели производства Уфимского моторного завода. Фактически в 2141 не осталось ничего от предшественников.

Несмотря на значительно более высокую комфортабельность и современный внешний вид, «2141» не стал особо массовым. Последовавшей распад СССР привел к нестабильности качества, да и отсутствие современного двигателя не поспособствовало спросу на автомобиль. В середине девяностых на машину стали устанавливать многие детали иностранного производства, но это увеличивало стоимость, а главная проблема — быстро ржавеющий кузов — осталась.

С 1997 по 2002 год на заводе также выпускали модель «Святогор» (2142) — тот же автомобиль, с небольшими изменениями. В основном в машину устанавливались двигатели французского производителя Renault, также немного изменили внешность. Кроме того, совершались попытки выпуска и других модифицированных моделей — таких, как седаны «Иван Калита», «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий». 1998-ой год и падение курса рубля не позволило больше использовать двигатели французского производства, машины стали слишком дорогими, но остались ненадежными. В результате в 2002 году конвейер был остановлен, АЗЛК перестал существовать. На территории завода сейчас находится завод Renault, где производят модели Logan, Duster и Sandero — также в производстве были Megane и Fluence.

Когда появился автомобиль москвич

30 мая 1929 года между ВСНХ и заводом Ford было подписано соглашение о создании в России нескольких автосборочных заводов. В августе в США отправились наши специалисты, изучать процесс сборки автомобилей.

В октябре 1929 года началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24000 автомобилей в год. В апреле 1930 года в Москву прибыли консультант фирмы Ford Франк Беннет и советский инженер М. Слуцкий, который затем стал главным инженером автосборочного завода. Они привезли техническую документацию.

К 1 мая 1930 года был построен главный корпус завода, а первые десять автомобилей сошли с конвейера 6 ноября 1930 года. До 1932 года выпускались по лицензии из американских деталей автомобили Ford-А и Ford-АА.

В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться “Государственный автосборочный завод имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи)”. С начала 1933 года начали собирать грузовые автомобили ГАЗ-АА из деталей, поставляемых с Горьковского автомобильного завода.

С 1 августа 1933 года автосборочный завод имени КИМ стал филиалом Горьковского автомобильного завода и полностью перешёл на выпуск автомобиля ГАЗ-АА.

В феврале 1939 года в соответствии с приказом Наркомсредмаша автосборочный завод имени КИМ выведен из состава Горьковского автомобильного завода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое “Московский автомобильный завод имени КИМ”.

1 мая 1939 года с конвейера завода сошёл последний автомобиль ГАЗ-АА и сборка автомобилей была прекращена в связи с предстоящей реконструкцией и переходом на выпуск малолитражных легковых автомобилей. Всего до мая 1939 года завод имени КИМ собрал 214627 машин.

В январе 1939 года Совет народных комиссаров принял решение организовать на автомобильном заводе КИМ производство малолитражных легковых автомобилей. Планировали уже в 1939 году выпустить не менее 100 автомобилей. За прототип был взят английский Ford Prefect. Однако кузов этого автомобиля выглядел уже достаточно устарело, и его пришлось дорабатывать.

25 апреля 1940 года были собраны первые опытные образцы двухдверного КИМ-10-50. Автомобиль был рассчитан в основном на частных владельцев, стал первой подобной машиной в СССР. Три из них приняли участие в первомайской демонстрации на Красной площади в Москве. Когда с автомобилем КИМ-10-50 ознакомили И.В. Сталина, то, как рассказывали свидетели, Иосиф Виссарионович остался недоволен её двухдверной конструкцией. Именно после этих событий на КИМ-10-50, что называется, поставили крест, а на ГАЗе срочно перепроектировали кузов в четырёхдверный, получивший обозначение КИМ-10-52. Выпуск новой модели планировали начать 1 августа 1941 года, но началу серийного выпуска помешала война.

В июле 1941 года, на оборудовании автозавода был освоен выпуск корпусов реактивных снарядов для установок залпового огня БМ-13 (Катюша), который продолжался до эвакуации предприятия в октябре 1941 года в г. Свердловск. На Урале в составе Танкового завода №37 имени Серго Орджоникидзе завод выпускал лёгкие танки Т-60 и Т-70.

1 апреля 1944 года в связи с возникшей потребностью в запасных частях, для ремонта автомобилей поставляемых по ленд-лизу Государственный Комитет Обороны СССР принял Постановление о создании Московского завода "Автозапчастей".

16 августа 1944 года приказом Наркома Среднего Машиностроения заводу было предписано возобновить работы по подготовке к производству автомобилей КИМ-10-52. Приказом от 12 мая 1945 года заводу предписывалось в срок до 1 сентября 1945 года изготовить два опытных образца КИМ-10-52, а в декабре завершить их заводские испытания.

24 мая 1945 года принято Постановление о достройки автозавода по выпуску малолитражных автомобилей "Москвич". Завод был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).

4 декабря 1946 года с конвейера сошёл первый Москвич-400-420, а в январе 1947 года начался их серийный выпуск.

В апреле 1948 года завод начал экспорт автомобилей.

В 1950 году конструкторы МЗМА приступили к проектированию кузова модели 425 для нового автомобиля Москвич-402-425. Впоследствии такое обозначение осталось только в технической документации, а торговое обозначение базовой модели стало Москвич-402.

В октябре 1952 года с главного конвейера сошёл 100000-й автомобиль Москвич.

В феврале 1954 года завод перешёл на выпуск модернизированной модели Москвич-401-420.

20 апреля 1956 года на заводе без остановки производства осуществили переход на новую модель Москвич-402.

В июле 1958 года начат выпуск автомобиля Москвич-407 с верхнеклапанным двигателем. А в августе на Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили Москвич-407 и Москвич-423 отмечены золотыми медалями.

6 декабря 1960 года с главного конвейера сошёл 500000 автомобиль Москвич.

В декабре 1963 года с главного конвейера сошел последний автомобиль Москвич-407, начат выпуск переходной модели Москвич-403.

В сентябре 1964 гола начат выпуск автомобилей Москвич-408.

В мае 1967 года с главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль, им стал Москвич-408 в экспортном исполнении.

В октябре выпущена первая партия автомобилей Москвич-412.

В январе 1968 гола начали реконструкцию завода и строительство главного сборочного корпуса.

В октябре в связи с 50-летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).

В сентябре 1971 года образовано автомобильное производственное объединение "Авто-Москвич".

В мае 1973 года открыт памятник-стелла воинам — автозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В сентябре на филиале АЗЛК — Инишемском заводе запасных частей вступил в строй главный корпус.

В августе 1974 года с главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль, это был Москвич-412.

В декабре 1975 года начато производство новых автомобилей Москвич-2138 и Москвич-2140.

В декабре 1977 года на экспорт отправлен миллионный автомобиль "Москвич" с начала поставок их за границу.

25 августа 1980 года с конвейера сошел трехмиллионный автомобиль Москвич-2140.

В январе 1982 года АЗЛК начал большую реконструкцию: строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, цехов "Порозо" и "Пластмасс".

17 сентября 1986 года с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль "Москвич".

В июле 1988 года закончено производство автомобилей Москвич-2140.

В 1989 году развернута работа по подготовке производства пикапа Москвич-2335 на базе автомобиля Москвич-2141 и прицепа Москвич-8135, а в ноябре 1992 года начат их выпуск.

В августе 1994 года совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели Москвич-2901.

В январе 1997 года завод начал работу после более чем годового простоя.

В апреле освоен выпуск новой модели "Юрий Долгорукий" с двигателями ВАЗ и Renault.

В июне начат выпуск модели "Князь Владимир" с двигателем Renault.

В августе на базе серийных автомобилей Москвич-2141 и Москвич-2335 разработаны модели электромобилей Москвич-2141Е1 и Москвич-2335Е1.

В декабре было начато производство новой модели автомобилей "Святогор" с двигателем Renault и импортными комплектующими узлами.

С февраля по март 1998 года был организован рекламный пробег Москва-Омск-Новосибирск-Москва на автомобилях "Святогор" и "Князь Владимир" протяженностью 7500 км.

В августе модельный ряд пополнил автомобиль "Иван Калита" с двигателем Renault.

В ноябре разработана полноприводная модель автомобиля "Иван Калита".

2 декабря с конвейера ОАО "Москвич" сошёл пятимиллионный автомобиль "Князь Владимир".

В феврале 1999 года был организован пробег "Русь неделимая".

В марте разработаны модели "Дуэт" и "Дуэт-2".

В 2001 году завод, выпустив последние комплектные автомобили, окончательно встал. В последующие годы всё технологическое оборудование, технологическая документация и даже инфраструктурное оснащение предприятия, несмотря на введённое внешнее управление, были полностью утрачены.

В 2006 году ОАО "Москвич" официально было объявлено банкротом.

Значительная часть территории ОАО "Москвич" (бывший недостроенный завод двигателей) в 1998 году вошла в состав СП ЗАО "Автофрамос", занимающегося полномасштабной (сварка, окраска, штамповка (из зарубежного металла) кузова) сборкой автомобилей Renault Logan и Renault Sandero.

В 2009 году ожидался окончательный переход к "Автофрамосу" территории бывшего ОАО "Москвич" с целью расширения производства автомобилей Renault Logan и Renault Sandero до 160 тысяч в год.

В сентябре 2010 года завершена процедура банкротства. По заявлению конкурсного управляющего заводом Александра Иванова, завод полностью погасил долги по зарплатам, а также выплатил компенсации за вред здоровью и возмещение морального ущерба. Кредиторы получили 18% от вложенных в производство средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *