Какие углеводороды в составе бензина обладают минимальным октановым числом
Перейти к содержимому

Какие углеводороды в составе бензина обладают минимальным октановым числом

  • автор:

Что такое октановое число

Свойства бензина влияют на срок эксплуатации двигателя и топливной системы. Низкокачественное горючее — одна из самых распространенных причин поломок мотора. Часто проблема в октановом числе. Этот вопрос вызывает спекуляции, так как на низкокачественное горючее часто пытаются списывать все поломки силового агрегата.

Последствия некачественного бензина не так очевидны, чтобы уловить связь между ним и неисправностью. Иначе все водители стали бы лучше выбирать, где заправляться. Когда автомобиль заправлен топливом с определенными отклонениями в составе, он проедет на нем без особых проблем. Но далее, даже если заливать в бак десяток раз качественный бензин, может возникнуть поломка. Проба из бака ничего не даст, потому что на этот момент залито топливо с хорошим составом. А может, и вовсе не в октановом числе дело?

Многие грешат на октановое число топливной смеси, называя его главным фактором при выборе горючего. Давайте разбираться, насколько важно, что мы заливаем в бак и как это влияет на эксплуатацию автомобиля. Начнем с состава бензина — это смесь углеводородов с различной испаряемостью. Химическая формула зависит от места добычи нефти. Помимо легких углеводородов, соединение содержит азот, свинец, серу и различные присадки для улучшения качества.

pic15.png

Также в состав топлива входят два элемента: н-гептан и изооктан. Второй отличается высокой взрывоопасностью, а для первого вероятность детонации близится к нулю. Каждому элементу были присвоены значения «0» и «100» соответственно. Соотношение между ними называется октановым числом. Появление эталонных единиц измерения связано с необходимостью оценивать и сравнивать между собой разные характеристики бензина. Владельцы авто также ориентируются на эти показатели при заправке транспортного средства.

Детонация — это процесс воспламенения топлива до момента появления искры. Ударное горение отзывается в стенках цилиндра и дне поршня, его улавливает водитель по характерному стуку мотора или металлическому звону. Если это происходит единожды, причин для беспокойства нет. Но когда посторонние звуки в силовом агрегате становятся частым явлением, пора принимать меры. Можно сразу ехать в сервис и узнать, в чем причина, или начать заправляться другим бензином. Часто двигатель детонирует из-за низкого октанового числа.

pic16.png

Основными показателями качества топливной смеси можно назвать безопасность для мотора и всей системы, а также соответствие экологическим нормам. Параметры могут отличаться в зависимости от сорта. Водители в основном ориентируются по октановому числу.

Октановое число бензина указывает на устойчивость топливной смеси к самопроизвольному возгоранию в цилиндрах при сжатии. По этому показателю различают высокооктановое и низкооктановое топливо. Показатель применяется только по отношению к бензину. Для дизеля характеристика воспламеняемости измеряется цетановым числом. Оно указывает время задержки горения рабочей смеси.

Высокое октановое число обладает и другими преимуществами, помимо отсутствия или наличия минимальной детонации:

  • развитие большого крутящего момента при высоких показателях компрессии — повышение эффективности работы двигателя при тех же параметрах расхода бензина;
  • двигатель выставляет заранее фазы — оптимальный поджог смеси;
  • возможность повышения результативности работы в моторах с нагнетателями и турбинами;
  • нормальное сгорание бензина на всех режимах эксплуатации силового агрегата.

Низкооктановая топливная смесь обладает противоположными характеристиками. Такому октановому числу нужно отдавать предпочтение в случае маломощных атмосферных двигателей.

Важность показателя и влияние на двигатель

Какие последствия низкого октанового числа бензина? Некоторых водителей волнует этот вопрос, потому что он напрямую связан с будущими затратами. Только представьте себе стоимость ремонта или замены двигателя. Рассмотрим, как это выглядит в цифрах на примере рыночных цен и с привязкой к конкретной автомобильной марке. Например, капитальный ремонт двигателя Renault обойдется сейчас в среднем в 24–35 тысяч рублей.

Если говорить о полной замене узла, тут уже другие цены. Новый мотор для LADA Kalina может обойтись в 230 000 рублей, а для Nissan X-Trail — до 810 000 рублей. Б/у силовой агрегат может обойтись в 3–5 раза дешевле, но часто на него нет гарантии, особенно если покупать с рук. Это серьезные затраты, которых лучше избежать, особенно если причина — низкое октановое число бензина. Связь октанового числа с неисправностями двигателя бывает трудно доказуемой, но исключить ее полностью нельзя.

Было бы неприятно, если подобные расходы возникли по причине низкокачественного топлива. Как застраховать себя от него? Заправляйтесь всегда на проверенных АЗС, где при запросе готовы предоставить вам документы, подтверждающие соответствие нормам. Водителю не так просто самостоятельно проверять состав бензина при каждой заправке, а значит, рассчитывать приходится только на ответственность заправочных станций.

pic17.png

Достаточно предположить, что из-за низкого октанового числа возникает поломка двигателя, чтобы заправляться более ответственно. Ремонт обойдется дороже, чем небольшая экономия при покупке низкооктанового бензина. Тем более что разница цены составляет всего 11–14 рублей от АИ-92 до АИ-98 или в среднем 15 рублей, по сравнению с Pulsar-100. В случае улучшенных сортов топлива также наблюдается наценка в 1–3 рубля.

pic18.png

Существует бензин, чья детонационная стойкость выше, чем у изооктана. Он оценивается по расширенной шкале, где эталоном выступает изооктан с добавлением толуола и тетраэтилсвинца. Но иногда октанового числа недостаточно для оценки качества горючего. Вредные присадки или их избыток также могут привести к поломкам двигателя.

Покупайте горючее, которое подходит для вашего авто. Следуйте рекомендациям производителей, чтобы предотвратить проблемы с двигателем из-за неподходящего октанового числа. Производители калибруют элементы топливной системы под определенный сорт бензина. Если заливать другую смесь, двигатель может детонировать, перегреваться, изнашиваться.

От чего зависит октановое число

Состав бензина отличается по способу производства и месту добычи сырья. Если рассматривать бензиновую фракцию, которая получается вследствие перегонки нефти, октановый показатель — 55–60. Такой тип сырья нельзя использовать в качестве топлива. Высокое содержание серы в сочетании с низким октановым числом делают его непригодным для автомобильного двигателя. Основные недостатки — это несоответствие экологическим нормам в сочетании с низкой устойчивостью к детонации.

pic19.png

Бензиновая фракция подвергается дополнительной переработке в специальных установках так, чтобы улучшить качество готового продукта. Для этого применяют различные технологии:

  • Риформинг — способ обработки прямогонной фракции, которая была предварительно очищена от серы. Подразумевает использование установок гидроочистки и риформинга. Как результат — на выходе получаются высокооктановые ароматические углеводороды. По экологическим стандартам содержание ароматики не должно превышать 35%.
  • Изомеризация — заключается в рецикле на катализаторах. Алканы с изомерным строением устойчивы перед детонацией. Метод используется для производства АИ-92 и АИ-95.
  • Каталитический крекинг — увеличивает количество бензина, который обязательно должен смешиваться с другими фракциями для повышения стабильности при хранении.
  • Алкилирование — обработка углеводородных газов и получение высокого октанового числа.
  • Компаундирование — смешивание всех компонентов и добавление метилтретбутилового эфира.

Сочетание таких технологий позволяет добиться нужных показателей, сохраняя при этом качество горючего. Бензин должен защищать двигатель, расходоваться эффективно, а выбросы — соответствовать экологическим нормам.

pic20.png

Октановое число и детонация

Воспламенение от искры происходит при расположении поршня в верхней точке. В случае детонации воспламенение происходит на такте сжатия и противодействует перемещению поршня. Причина — горючее с неподходящим октановым числом. Как результат: двигатель — перегревается, его детали — изнашиваются, а мощность — снижается.
Самопроизвольное воспламенение случается при использовании горючего с несоответствующим октановым числом. К примеру, по рекомендациям завода-изготовителя в бак нужно заливать АИ-98. Если вы заливаете АИ-92, мотор будет детонировать. Конструктивные особенности мощных моторов рассчитаны на высокую степень сжатия топливовоздушной смеси.
Детонация может произойти по различным причинам, но часто это последствия неподходящего октанового числа. При регулярном использовании такого горючего возникают проблемы с силовым агрегатом. Последствия ударной волны, которая возникает при детонации, бывают плачевными. Самые частые из них — повреждение стенок или разрыв прокладки головки цилиндров, срыв кромок поршня и поломка датчика дроссельной заслонки.

Как повысить октановое число?

Улучшение качества топливной смеси позволяет защитить двигатель и повышает эффективность его эксплуатации. На заводах для модификации октанового числа бензина используются ароматические и парафиновые углеводороды. Помимо технологических процессов и методологий на производстве, октановое число также повышают присадками. Они известны под названием антидетонаторы или октан-корректоры.

Присадками повышают октановое число автомобильного топлива около 100 лет. Они действительно способствуют изменению октанового числа в лучшую сторону. Некоторые из них были признаны вредными для окружающей среды и запрещены к использованию:

  • нафталин;
  • тетраэтилсвинец;
  • ферроцен;
  • спирт;
  • марганцевые добавки;
  • толуол, бензол.

Сейчас подобные присадки запрещены. Единственная присадка, которая продолжает использоваться в Европе и СНГ — это метилтретбутиловый эфир. Октановое число также повышают с помощью присадок на базе эфира, ароматических углеводородов и спиртов. Добавление этих веществ способствует увеличению октанового числа на 10–12 единиц. Единственный недостаток таких корректоров — это высокая испаряемость.

pic21.png

В некоторых случаях встречается повышение октанового числа присадками на заправках или этим занимаются сами автолюбители. Это крайне нежелательно, так как, помимо повышения октанового числа топлива, происходит снижение его качества. Неконтролируемое добавление присадок снижает качество бензина и сводит преимущество октан-корректоров на нет. Иногда горючее разбавляют водой, а потом улучшают его качество присадками. Такой тип топлива еще можно встретить на недобросовестных АЗС. Это еще одна причина, почему стоит заправляться в проверенных местах.

Как понизить октановое число?

Выбор подходящего топлива осуществляется в зависимости от рекомендаций производителя и по типу двигателя. По этой причине иногда возникает необходимость понизить октановое число бензина. Некоторая старая техника по-прежнему ездит на топливной смеси с октановым числом 76 и 80. Если купить такое горючее невозможно, приходится понижать его показатели. Иначе мотор будет работать неровно или заглохнет сразу после запуска.

pic22.png

Для этого можно применять народные способы, которыми пользуются водители, чтобы не обновлять технику. Чаще всего это проблема владельцев старых мотоблоков.

Популярные способы изменения октанового числа:

  • хранение горючего в открытой таре в течение нескольких дней;
  • разбавление АИ-92 керосином (его октановое число — 45);
  • разбавление топливной смеси моторным маслом в соотношении 1:1 (единственный минус — высокая цена);
  • добавление сернистых соединений;
  • разбавление различными топливными соединениями, выветрившимся АИ-92 или АИ-95, но не водой.

pic23.png

Вмешательство может касаться не только топлива, но и самого двигателя. Чтобы мотор мог работать на горючем с высоким октановым числом, стачивают головки или перемещают зажигание. Такие манипуляции нужно проводить только со знанием дела, иначе можно вывести из строя весь узел.

Не все методы безопасны, поэтому рекомендуется применять их с осторожностью. До того как приступить к снижению октанового числа, нужно обязательно измерить параметр. Для этого можно воспользоваться специальными приборами под названием индикаторы качества бензина. В промышленных условиях применяют исследовательский и моторный метод. Также можно заправиться там, где вы уверены, что заявленные параметры соответствуют действительности. Еще можно попросить на заправке контакты заводов по переработке нефти, чтобы связаться с ними и заказать нужную марку горючего.

Влияние бензина со слишком низким или высоким октановым числом на двигатель

Все автолюбители слышали хотя бы раз о том, что заливать в бак нужно такое горючее, которое рекомендует сам производитель. Но почему? Это объясняется тем, что в моторах с высокой степенью сжатия, нужен высокооктановый бензин, и наоборот. Последствия слишком высокого или низкого октанового числа отражены в таблице ниже.

Влияние октанового числа на двигатель

Показатели октанового числа

Ниже рекомендуемых показателей

  • горючее не успевает сгорать;
  • высокая температура работы узла;
  • увеличение расхода топлива или незначительное снижение потребления;
  • прогорание выпускных седел и клапанов;
  • образование осадков из-за большого количества присадок и модификаторов.
  • появление детонации;
  • снижение мощности мотора;
  • перегрев и поломка элементов поршневой группы;
  • неровная работа двигателя и проблемы с запуском;
  • образование рывков при движении;
  • нестабильная работа коленвала;
  • износ силового агрегата;
  • увеличение расхода топлива в среднем на 2–3 л.

pic24.png

Если вы заливаете в бак горючее с нужным октановым числом, но по-прежнему сталкиваетесь с различными проблемами в работе двигателя, заправляйтесь на других АЗС. В некоторых случаях заявленные цифры не соответствуют действительности или топливо попросту предварительно разбавляют водой. Сотрудничайте только с проверенными автозаправочными сетями, чтобы заявленное октановое число соответствовало действительности.

Октановое число бензина: как измеряется, на что указывает

Что это такое? Октановое число бензина указывает на его стойкость к детонации в двигателе внутреннего сгорания. Соответственно, чем выше показатель, тем меньше возгорание. Заливать высокооктановое топливо в машины со старыми двигателями не рекомендуется, так как есть риск прогара клапанов.

Что учесть? Определить октановое число бензина возможно только в лабораторных условиях. Не существует приборов, которые бы точно могли вычислить показать, что на заправке вам продают не Аи-95. Также не рекомендуется повышать или завышать этот показатель кустарными способами – это неэффективно и чревато поломками ДВС.

В этой статье:

  1. Суть октанового числа бензина
  2. 6 распространенных мифов об октановом числе бензина
  3. Часто задаваемые вопросы об октановом числе бензина
  4. Насколько эффективны октан-бустеры?
  5. Можно ли понизить октановое число бензина?

Суть октанового числа бензина

Детонационная устойчивость бензина определяется октановым числом, поэтому на данный параметр необходимо обращать внимание. Также эта характеристика влияет на эксплуатационные свойства топлива, динамику, мощность двигателя и запас хода.

Далее подробно разберем зависимость детонационных свойств горючего от октанового числа.

Детонация представляет собой воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания, которое происходит несвоевременно и самостоятельно.

В результате мотор (цилиндры и поршни, а также кривошипно-шатунный механизм) быстро выходит из строя из-за детонации, при которой взрывная волна распространяется максимально быстро, резко поднимается температура в камере сгорания, образуется кокс.

Взрыв в камере сгорания происходит из-за повышенной степени сжатия, неправильной работы системы зажигания и системы охлаждения, некачественной топливно-воздушной смеси. Также детонация возникает, если использовать бензин с низким октановым числом.

В зависимости от марки бензина, октановое число может отличаться. Данный параметр определяет устойчивость горючего к воспламенению в результате сжатия.

Измерение октанового числа бензина происходит в лабораторных условиях, в результате определяют два параметра – исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ).

Инструментальные механизмы моторного и исследовательского метода отличаются, полученная разница – это чувствительность горючего.

Наиболее реальным значением считается фактическое октановое число, чтобы его определить, используется агрегат, функционирующий на стенде.

Максимально близким к реальности можно назвать дорожное октановое число, полученное на машине во время движения.

На что указывают значения, которые мы видим на автозаправочных станциях? Эти цифры определяют объем изооктана с н-гептаном, которые практически не воспламеняются в результате сжатия.

Однако если мы вернемся к проверке октанового числа бензина, для главных марок горючего Аи-92, Аи-95 и Аи-98 параметр получен исследовательским методом. При этом значения, выявленные моторным методом, будут несколько меньше.

6 распространенных мифов об октановом числе бензина

  • Миф 1. Чем выше октановое число, тем лучше качество бензина, поскольку это наиболее важная характеристика горючего

Этот миф встречается чаще всего. На самом деле октан, насыщенный углеводород с брутто-формулой С8Н18, в минимальном процентном соотношении есть в горючем. Однако его ни в коем случае не добавляют в топливо целенаправленно.

Несмотря на ошибочное мнение многих автовладельцев, октановое число чистого октана критически мало, оно меньше, чем у эталонного «антибустера» гептана (его октановое число равно 0). Таким образом, октана в бензине должно быть как можно меньше. Однако почему тогда число называется октановым?

Обратите внимание, что этот показатель определяет устойчивость горючего к детонации. Поэтому его правильнее было бы называть не октановым, а изооктановым числом. Дело в том, что изооктан (по химической формуле — 2,2,4-триметилпентан) является эталоном шкалы устойчивости к детонации с номиналом в 100 шагов.

Таким образом, если детонация бензина происходит так же, как смесь из 92 частей изооктана и 8 частей гептана, то октановое число – 92. Однако непосредственно изооктана в горючем нет, точно так же, как и октана.

  • Миф 2. Повышение октанового числа бензина приводит к быстрому и жаркому горению топлива, в результате мотор становится мощнее

Данное утверждение в корне неверно. Наоборот, воспламенение топлива с высоким октановым числом происходит более медленно, чем горючего с низким показателем. Разница столь заметна, что в старых моторах с малой степенью сжатия при использовании неподходящего бензина прогорают выпускные клапана, пламя проскакивает в глушитель.

Поэтому поднятие октанового числа бензина не приводит к повышению мощность ДВС, это может стать причиной поломки мотора. Поскольку воспламенение топлива с высоким октановым числом происходит медленно, горючее хорошо сгорает в моторах с большой мощностью и высокой степенью сжатия. Высокое октановое число – основное достоинство современных бензинов. Количество энергии, выделяемой при сгорании одного литра горючего, зависит от плотности жидкости.

  • Миф 3. Октановое число не превышает 100

На самом деле октановое число может быть больше сотни. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к химии углеводородов. Это класс органических соединений, молекулы которых включают в себя атомы углерода и водорода. Из этих же атомов состоит и горючее.

Постоянно совершенствующиеся технологии позволили нефтеперерабатывающим компаниям внедрить крекинг-процесс, чтобы увеличить выход горючего и октановое число, расщепляя тяжелые и линейные углеводороды. Также стал использоваться процесс риформинга, чтобы нарастить октановое число благодаря образованию ароматических углеводородов.

Кроме того, были созданы специальные присадки для повышения октанового числа бензина. На первый взгляд может показаться, что инженеры, разрабатывающие двигатели, должны просто повышать степень сжатия.

Однако спустя небольшой временной промежуток все стало ясно: присадки наносили вред экологии, поскольку в них содержится свинец. Наращивать содержание ароматических углеводородов удалось до небольшого предела. Топливо стало токсичным, ДВС постоянно перегревались. Объясняется это тем, что в таком бензине недостаточно водорода, кроме того, у него специфический режим горения.

Таким образом, в 1980 году пришлось уменьшить степень сжатия двигателей, увеличение октанового числа бензина прекратилось: на всех АЗС стало продаваться топливо с показателем не более 100.

  • Миф 4. Существует прибор для определения октанового числа

Многие наблюдали по ТВ или лично ситуацию, когда на АЗС подъезжает лабораторный автомобиль и специалист в спецодежде достает небольшую сумку и приборы, наливает топливо, нажимает на устройство и якобы определяет октановое число бензина. В ходе такого исследования может быть выявлено, что горючее не соответствует государственному стандарту качества.

Однако такие действия являются некомпетентными. Подобные лабораторные исследования напрямую нарушают стандарт, а именно техрегламент Евразийского союза. В этом документе прописаны способы, с помощью которых происходит определение октанового числа бензина.

Небольшой прибор для измерения октанового числа бензина не способен определить данный показатель, поскольку это не температура, давление и другие легкоизмеряемые характеристики. Октановое число бензина нужно не измерять, а определять с помощью сложнейших методов.

Читайте также!

Также важно выявить зависимость между искомым параметром и другими измеряемыми характеристиками. Эта функциональная связь может отсутствовать (импедансные устройства) или же будет слишком сложная (спектральные приборы).

Поэтому ни одно из вышеперечисленных устройств не считается стандартным. Поэтому, чтобы не нарушить законные требования и определить октановое число, придется поехать в лабораторию с аккредитацией, где установлены моторные стенды Waukesha CFR или УИТ-85, а также потратить не менее 5 тыс. рублей за проведение одного тестирования.

  • Миф 5. Моторное октановое число можно определить на ДВС, исследовательское — в специальной лаборатории без мотора

Если вы опытный автовладелец и помните устаревшую номенклатуру марок горючего (А-76, Аи-92), то должны понимать, чем отличаются моторные и исследовательские октановые числа. Тогда вы сможете прийти к верному умозаключению.

Моторное и исследовательское октановые числа определяются на одних и тех же моторных испытательных стендах. Отличия между методами заключаются только в условиях проведения тестирований.

У каких углеводородов октановое число выше: у ненасыщенных или ароматических?

Алканы нормального строения: начиная с пентана углеводороды этого ряда характеризуются очень низким октановым числом, причём чем выше их молекулярная масса, тем октановые числа ниже. Существует почти линейная зависимость от их молекулярной массы.

Алканы разветвлённого строения: разветвление молекул предельного ряда резко повышает их детонационную стойкость, так у октана октановое число 20, а у 2,2,4 — триметилпентана 100. Наибольшие октановые числа отмечаются для изомеров с парными метильными группами у одного углево­дородного атома (неогексан, триптан, эталонный изооктан) , а также у других триметильных изомеров октана. Благодаря высоким антидетонационным свойствам изоалканов – они весьма желательные компоненты бензина.

Алкены: появление двойной связи в молекуле у/в нормального стро­ения вызывает значительное повышение детонационной стойкости, по срав­нению с соответствующими предельными углеводородами.

Циклоалканы: первые представители рядов циклопентана и циклогек­сана обладают хорошей детонационной стойкостью, особенно это относится к циклопентану. Их приёмистость к ТЭС также очень высока. Эти углеводо­роды являются ценными составными частями бензина. Наличие боковых це­пей нормального строения как у циклопентановых, так и циклогексановых углеводородов приводит к снижению их октанового числа. При этом, чем длиннее цепь, тем ниже октановые числа. Разветвление боковых цепей и уве­личение их количества повышают детонационную стойкость циклоалканов.

Арены: почти все простейшие арены ряда бензола имеют октановые числа около 100 и выше. Арены и ароматизированные бензины наряду с разветвленными алканами — лучшие компоненты высокооктановых бензинов. Однако содержание аренов в бензинах следует ограничить примерно до 40 — 50%. Чрезмерно ароматизированное топливо повышает общую температуру сгорания, что влечёт за собой увеличение теплонапряжённости двигателя.

Что такое октановое число

Узнать, что такое октановое число, какие показатели оптимальны, поможет наша статья.

Просто о сложном

Октановое число — что это?

Октановое число бензина – процентное соотношение изомеров и октана к гептану. С помощью октанового числа можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках бензина, запасе хода, стойкости к детонации, мощности и прочее.

Если проще: вычисляется устойчивость бензина к самопроизвольному возгоранию в процессе работы двигателя, которое определяется как смесь указанных веществ в процентном соотношении. Чем выше октановое число, тем устойчивее процесс возгорания.

Маркировка бензина определяется при лабораторных исследованиях, где эталонная смесь сравнивается с испытуемым образцом. Если в образце содержится 5% гептана и 95% изооктана, то топливо маркируются цифрой «95». Так, можно судить о количестве невоспламеняемого изооктана.

Какие показатели влияют на октановое число?

Топливо – многокомпонентная смесь, которая получается при фракционировании сырой нефти. В чистом виде бензин имеет низкую детонацию (до 60 единиц). Для повышения детонационной стойкости применяются различные процессы и специализированные добавки.

На октановое число влияет количество углеводородов с циклическим и разветвленным строением. Для увеличения их числа используют риформинг и крекинг, а также добавляют в топливо присадки.

Что такое «детонация»?

Самопроизвольное, неконтролируемое воспламенение топлива в двигателе называется «детонацией». Это один из опасных процессов, так как происходит резкое повышение температуры и взрыв (скорость сгорания с 15 м/с возрастает до 1,5 км/с).

Детонация провоцирует закоксовку камеры сгорания, образование ударных волн, перегрев, как следствие – быстрый износ двигателя за счет несогласованной работы механизмов.

Такой процесс может быть спровоцирован использованием топлива с низким октановым числом, чем то, которое рекомендовал производитель. Также это может быть вызвано приобретением некачественного бензина, в котором присутствуют легкоиспаряемые вещества.

Что такое «детонация»

Как связаны с детонацией n-гептан и изооктан.

Исследование процесса детонации определило устойчивость различных веществ. То есть каждое вещество воспламеняется при разных показателях. Так, ученые определили, что n-гептан – неустойчивое к возгоранию соединение, а изооктан – устойчивое.

Получается, что качественный и устойчивый к давлению бензин должен содержать большое количество изооктана и минимальное количество n-гептана.

Как определить октановое число?

Чтобы определить октановое число, применяют два метода: моторный (аналогичен работе двигателя за городом) и исследовательский (работа двигателя в городской черте). Их значения не совпадают, так как используются различные показатели измерений. Разница между данными показывает чувствительность бензинов. Поэтому нужно обращать внимание, на детонационную стойкость, которая для всех стран маркируется и определяется по-разному.

Для выполнения измерений применяют одноцилиндровые моторы, которые работают с неодинаковой мощностью. Задача опытов – сравнение образцов с эталонной смесью и выбор наиболее близкого, который будет иметь такие же показатели.

Для самостоятельной оценки бензинов применяются экспресс-тесты. Данные приборы работают за счет сравнения измерений с эталонной базой. Точность зависит от топливных присадок, которые добавляются производителем.

Какой показатель считается максимальным.

Постоянное развитие технологий накладывает повышенные требования на продаваемые марки бензинов. Благодаря применению различных насадок можно получить экспериментальные данные с детонационной стойкостью до 140 единиц. Но эти показатели не реализуемы по экологическим причинам: в составе присадок есть металлоорганика. Неэтилированное топливо может иметь высокооктановые показатели до 109 единиц.

Максимальные значения у авиационных бензинов – до 115 единиц. Современные автомобили рассчитаны на использование 95 и 98 бензина. Более высокие показатели (до 102 единиц) – только для гоночных болидов.

Способы повышения октанового числа

Как повысить октановое число?

Существует два способа повышения детонационной устойчивости:

  • Изменение технологического процесса. При добавлении катализаторов на основе рения можно увеличить количество разветвленных углеводородов.
  • Добавление присадок – тетраэтилсвинец (запрещен из-за токсичности), добавки на основе эфира, спирта, ароматических углеводородов.

С помощью присадок можно повысить стойкость бензинов к детонации на 10–12 единиц. Это не влияет на экологию, но повышает риск образования паровых пробок. При этом такая топливная смесь при длительном хранении теряет свое качество.

Тетраэтилсвинец.

Наиболее распространенный и эффективный антидетонатор с высоким показателем вязкости. Благодаря этому можно повысить октановое число на 17 единиц. В чистом виде не используется, так как образует оксид свинца при сгорании и провоцирует оседание нагара на элементах мотора. Поэтому тетраэтилсвинец соединяется с дибромпропанолом, бромистым этилом или диромеэтаном для вывода продуктов оксида свинца и снижения нагрузки на элементы мотора.

Самостоятельное повышение октанового числа.

Провести корректировку числа в домашних условиях можно, добавляя к бензину различные вещества. Наиболее популярны:

  • Lavr Next Octane Plus – до 6 единиц;
  • Astrohim Октан Плюс – на 3–5 единиц;
  • Octane Plus – на 2–2,5 единицы;
  • Liqui Moly Octane Plus – на 2–5,5 единиц.

В зависимости от используемого вещества изменяется не только сопротивляемость детонации, но и другие параметры бензинов, которые оказывают влияние на работу двигателя внутреннего сгорания.

Как понизить октановое число?

Низкооктановое топливо практически не производится, но техника, которая работает на таком топливе, осталась. Чтобы понизить октановое число, применяют следующие методы:

  • Добавление керосина. Сложность заключается в правильном выборе пропорций.
  • Естественное снижение. Используемые присадки содержат вещества, которые испаряются. Открыв емкости с топливом, можно получить низкооктановый бензин. Скорость снижения составляет примерно 0,5 единиц в день.

Используя данные способы, важно контролировать качество такого топлива и его октановую величину.

Какое топливо использовать

Какое топливо использовать.

Для каждого автомобиля производитель рекомендует топливо с точным октановым числом, которое определяется по техническим показателям. Хотя в автомобилях стали устанавливать систему предотвращения детонации, но нарушение данных рекомендаций может привести к увеличению расхода такого топлива, снижению мощности двигателя, появлению металлического звона и сбоям в системе зажигания, охлаждения и т.д.

Использование высокооктанового топлива с более высокими показателями, чем определено производителем, тоже не несет пользы. Может наблюдаться как увеличение расходов на бензин, так и его неполное сгорание.

Как измерить октановое число?

В основе методов измерения детонационной устойчивости лежит процесс сравнения пропорциональной калибровочной зависимости. Для этого используют эталонный образец. Данная методика применима за счет особой технологии производства бензинов – компандирования.

Однако у этого процесса есть ряд недостатков:

  • нельзя определить показатели неидентифицированного топлива;
  • не существует единой модели для топлива, которое изготавливается различными способами (крекинг, риформинг);
  • для топлива с разным числом октана нужно изготавливать различные измерительные приборы, которые калибруются под определенные эталонные образцы.

При этом на процесс измерения могут влиять внешние факторы, которые определить и устранить невозможно.

Приборы для измерения.

На рынке представлены приборы отечественного и зарубежного производства:

К специальным установкам относят: ОКТАН-ИМ, ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300М, SHATOX SX-100M.

Принцип работы у них одинаков: измерение октанового числа с помощью сравнения с эталонными показателями. При этом топливо от разных производителей отличается, поэтому показатели будут тоже неодинаковыми. В качестве стандарта берут топливо одного производителя, иначе нужно проводить калибровочные работы.

Существующие мифы об октановом числе

Существующие мифы об октановом числе.

Из-за того, что у большинства автовладельцев есть лишь смутное представление о топливных показателях, возникает множество мифов. Вот некоторые из них:

  1. При повышении температуры сгорания топлива увеличивается мощность двигателя. Использование высокооктанового бензина не увеличивает мощность, так как температура и выделяемое тепло практически одинаковы для всех марок топлива.
  2. Портативные приборы показывают точное количество октана. Получить точные результаты можно только благодаря стендовым испытаниям. Остальные измерения лишь приблизительные, так как на них влияет множество факторов.
  3. В 92-м бензине нет присадок, и он безвреден для двигателя. Бензины с показателем октана выше 90 содержат примеси, которые полностью сгорают. Поэтому системе не наносится вред.
  4. Чем выше количество октана, тем лучше топливо. Денотанация – не основной показатель качества. В бензине содержатся примеси, которые могут загрязнять окружающую среду.
  5. Наиболее ценный компонент – это количество октана. Эталоном денотанации выступает изооктан, который и позволяет маркировать топливо. Октан добавлять в топливную смесь нельзя, так как его неустойчивость ниже, чем у n-гептана.

Благодаря совершенствованию технологий можно получать качественное высокооктановое топливо без добавления вредных химических веществ.

Вместо выводов.

Топливо должно обеспечивать бесперебойное функционирование двигателя. Октановое число оказывает существенное влияние на данный показатель. Но не стоит проводить эксперименты, заправляя автомобиль бензином с более высоким или низким содержанием октанового числа. Только использование проверенного топлива обеспечит долгую и надежную работу автомобиля, исключив выход из строя отдельных систем и поломку двигателя.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *