Чего боятся аккумуляторы agm
Перейти к содержимому

Чего боятся аккумуляторы agm

  • автор:

Как заряжать AGM аккумуляторы?

Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ, но у них есть свои особенности. Заряжать такой аккумулятор обычным зарядным устройством (ЗУ) не рекомендуется. Применение обычного зарядника может привести к выходу из строя AGM батареи. Для зарядки таких батарей производители рекомендуют использовать ЗУ, в которых имеется режим AGM.

Если под рукой таких приборов не нашлось, можно воспользоваться альтернативой — ЗУ с ручным управлением напряжения.

Все AGM аккумуляторы боятся перезаряда. Вернее, перегрева или электролиза и их последствий, к которым перезаряд может привести. Чтобы этого избежать необходимо следить, чтобы зарядное напряжение на клеммах не превышало 14,8В. Если заряжать такие батареи высоким напряжением, то в процессе электролиза, который наступает при напряжении свыше 15,2В, электролит начнет разлагаться на водород и кислород, которые к тому же и небезопасны. После разложения газы улетучатся, оставив маты сухими. Наполнить их электролитом больше будет нельзя, так как AGM аккумуляторы герметичны, вернее имеют только выпускные клапаны для вывода газа.

Есть еще нюансы

  1. Все заряжаемые аккумуляторы должны стоять вертикально, допускается отклонение не более 10 градусов.
  2. Температура самой АКБ должны быть в пределах от +15 до +25°C.
  3. Температура AGM аккумулятора при заряде не должна превышать +50°C.
  4. Батарея считается заряженной на 100%, если ток потребления в течение 2 часов остается неизменным.

А-сервис — это:

  • Профессиональный подбор АКБ, оптимального для вашего автомобиля;
  • Предпродажная подготовка и проверка АКБ;
  • Консультации по установке, эксплуатации и ежедневному сервису АКБ;
  • Диагностика АКБ;
  • Диагностика электрооборудования автомобиля;
  • Сдать аккумулятор Б/У;
  • Обслуживание аккумуляторов;
  • Зарядка аккумуляторов;
  • Восстановление (при возможности) характеристик АКБ;
  • Уведомления о необходимости пройти проверку и обслуживание АКБ;
  • Прием старых аккумуляторов с обменом на новый.

Практические советы по эксплуатации гелевых и AGM аккумуляторов

Существует множество мифов о свойствах и об эксплуатации гелевых и AGM аккумуляторов. Тем не менее, это всего-лишь более современные модификации жидкостных свинцово-кислотных АКБ, и то, что известно про обычные автомобильные аккумуляторы, в большей степени относится и к их гелевым и АГМ собратьям.

Конечно есть и отличия, а связаны они с разной плотностью кислоты и с различными типами сепараторов свинцовых пластин. Кроме того, в большинстве автомобильных аккумуляторных батарей толщина свинцовых пластин гораздо меньше и соответственно они меньше весят.

Далее мы приводим ответы на часто задаваемые вопросы по этой теме:

Что такое полный разряд аккумулятора или разряд в ноль?

Разряд аккумулятора в ноль :((

Полный разряд — это неконтролируемый разряд АКБ до напряжения 0 (ноль) Вольт.

Разряд в ноль приводит к необратимой сульфатации и значительной потере емкости любого свинцового аккумулятора независимо от его типа. В большинстве случаев при разряде в ноль происходит полная необратимая потеря емкости и остается только утилизировать или продать скупщикам свинца такую аккумуляторную батарею.

К полному разряду зачастую приводит ситуация, когда на время длительного отсутствия нормальной эксплуатации забывают отключить всё, что подключено к плюсовой клемме АКБ. В результате отсутствия периодической подзарядки от сети, генератора или от солнечных батарей, даже небольшой ток от подключенного к АКБ оборудования приводит к неконтролируемому снижению напряжения ниже критического значения 10,5 Вольт.

Применительно к солнечным электростанциям, данная ситуация может возникнуть, если на зиму оставить подключенным контроллер заряда, а солнечные батареи засыпет снегом. Это приведет к тому, что в отсутствии подзаряда от солнечных батарей, собственное потребление контроллера медленно приведет к полному разряду АКБ.

Чтобы не допустить такой ситуации, перед тем как оставить солнечную электростанцию на даче на зиму, рекомендуется дождаться полного заряда АКБ, после чего отключить СБ от контроллера и отключить контроллер и всё остальное от плюсовой клеммы АКБ.

Что такое аккумулятор глубокого разряда и в чем отличие разряда на 100% от разряда в ноль?

Аккумуляторами глубокого разряда можно назвать любые гелевые или AGM АКБ, поскольку они обеспечивают в среднем от 200 до 400 циклов разряда на 100%.

При этом, чем больше масса аккумулятора при одинаковой емкости, тем больше в нем свинца и тем большее кол-во циклов он сможет проработать. Поэтому, выбирая аккумуляторную батарею для целей глубокого разряда (для электропогрузчиков, инвалидных электроколясок, детских электромобилей, лодочных электромоторов, солнечных электростанций), рекомендуется покупать модель с наибольшей массой.

Разряд на 100% (глубокий разряд) — это разряд АКБ до напряжения 10,5 Вольт, а не до ноля Вольт.

Вредно ли короткое замыкание гелевого аккумулятора?

Гелевые аккумуляторы при коротком замыкании способны выдавать очень большие токи (от сотен до тысяч Ампер в зависимости от емкости).

Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов

Зимний сезон в России – суровое испытание для коммерческих автомобилей и дорожно-строительной техники. Одна из основных трудностей – пуск холодного двигателя. Любой эксплуатационщик знает, что для надежного пуска двигателя нужен мощный и емкий аккумулятор.

По назначению различают два вида аккумуляторных батарей (АКБ): стартерные, которые используются для пуска двигателя, и тяговые (многократного цикла глубокого заряда-разряда, англоязычное наименование deep cycle), которые применяются как самостоятельный источник энергии в электрокарах, железнодорожных поездах, самолетах, на судах, в шахтах, электростанциях и т. д.

По конструкции различают кислотные и щелочные АКБ. Свинцово-кислотные батареи более широко распространены. Хорошо известны как их достоинства, так и недостатки. Щелочные батареи также давно применяются и неплохо знакомы потребителю.

К аккумуляторам нового поколения относятся так называемые свинцово-кислотные VRLA аккумуляторы (Valve Regulated Lead Acid, свинцово-кислотные с предохранительными клапанами) двух типов: гелевые и AGM-батареи. Они имеют герметизированный корпус с предохранительными клапанами для выпуска избыточного газа и являются необслуживаемыми.

Основной задачей при создании необслуживаемой аккумуляторной батареи является снижение объема газов, выделяющихся на конечной стадии заряда. Одним из способов, которым это достигается, является сокращение объема электролита в батарее.

Технология свинцово-кислотных аккумуляторов AGM (англ. absorbent glass mat, абсорбирующая прокладка из стекловолокна) известна специалистам уже около 40 лет – они были разработаны в начале 1970-х годов, а производить их начали в США в 1985-м первоначально для военной авиации, в качестве автономных источников энергии для телекоммуникационных систем и сигнализации – аварийной и транспортной.

Сначала были созданы АКБ небольших типоразмеров – от 1 до 30 А.ч. А недавно аккумуляторы AGM стали применяться на коммерческих автомобилях и спецтехнике, и интерес к ним постоянно растет.

В отличие от обычной АКБ внутри AGM нет свободного жидкого электролита. Между положительными и отрицательными пластинами расположены изолирующие прокладки из ультратонкого стекловолокна и бумажных волокон, обладающие большой пористостью. Весь электролит содержится в пористой прокладке (сепараторе) и в активном материале пластин. При этом количество электролита дозируется таким образом, чтобы мелкие поры оказались заполнены, а крупные остались свободными для циркуляции выделяющихся в результате химических процессов газов. В конструкцию входит система рекомбинации выделяющихся газов: образующиеся при работе аккумулятора водород и кислород не успевают покинуть аккумулятор до того, как снова превратятся в воду. Сепараторы и пластины плотно прижаты друг к другу.

Bosch AGM в разрезе

Преимущества AGM

Аккумуляторы AGM лучше справляются с повышенными нагрузками. Основная проблема при использовании обычных АКБ – сокращение срока их службы вследствие высоких электрических нагрузок, потому что в современных машинах гораздо больше потребителей электрической энергии, чем раньше (бортовой компьютер, предпусковой подогреватель и т. д.), из-за этого к аккумуляторной батарее предъявляются дополнительные требования. К тому же AGM могут разряжаться, не повреждаясь, до 40% и до 30% – без серьезного сокращения срока службы. Для сравнения: аккумуляторы традиционной конструкции будут серьезно повреждены при многократных разрядах ниже 50% – их емкость упадет до 15…20% от первоначальной величины. Поскольку пластины и прокладки в аккумуляторах AGM гораздо плотнее прижаты друг к другу, а корпуса герметизированы, эти аккумуляторы более устойчивы к воздействию вибрации и ударных нагрузок, от которых страдают на отечественных дорогах и бездорожье АКБ магистральных грузовиков и дорожно-строительных машин. Благодаря всем перечисленным выше качествам срок службы батарей AGM гораздо больше, чем обычных АКБ.

Аккумуляторы AGM менее чувствительны к колебаниям температуры и способны работать при более низких температурах – от –40 и до +70 °С, поскольку не содержат свободной воды, которая бы могла замерзнуть и расшириться, соответственно срок их службы при низких температурах гораздо больше, чем обычных аккумуляторов.

Батареи AGM совершенно не нуждаются в обслуживании, корпус батареи полностью герметичен, и открывать банки, проверять или доливать дистиллированную воду и тем более электролит не требуется в течение всего срока службы. Благодаря этому они быстрее окупаются, несмотря на высокую стоимость. Благодаря увеличенному сроку службы стоимость эксплуатации аккумуляторов AGM будет меньше, чем традиционных.

Рабочие характеристики АКБ традиционной конструкции можно оценивать по массе: чем большее количество губчатого свинца содержится в батарее, тем большей величины ток она способна отдать, тем большие нагрузки способна выдерживать и дольше служить.

Обычно стартерная АКБ затрачивает на один пуск двигателя не более 1% своего заряда.

В строительной технике обычно используют более удобные в эксплуатации «необслуживаемые» аккумуляторы. Однако несмотря на название они требуют определенного обслуживания: выводы надо регулярно очищать от коррозии, степень зарядки и общее состояние следует контролировать через каждые 25. 30 тыс. км пробега или соответствующее количество моточасов.

У батарей AGM внутреннее электрическое сопротивление гораздо меньше, чем у традиционных, и благодаря этому они способны отдавать более высокие токи за короткое время (что особенно важно при холодном пуске двигателя) и быстрее заряжаться (до 4 раз быстрее), выделение тепла при этих процессах значительно меньше, чем у обычных батарей (у AGM превращается в тепло 4%, а у обычных аккумуляторов 15…20% энергии при заряде-разряде). Для зарядки такого аккумулятора требуется меньше энергии генератора (так как потери при зарядке меньше), следовательно, расход топлива двигателем будет меньше.

Аккумуляторы AGM не содержат свободного электролита и герметичны, поэтому утечка электролита из них в принципе исключена, они безопасны при переворачивании. AGM могут работать в любом положении, даже «лежа на боку». Батареи AGM можно использовать практически на любой машине.

Процесс саморазряда у AGM идет значительно медленнее (1…3% в месяц), чем у традиционных батарей, т. е. их можно хранить целый год, и потом даже не потребуется подзаряжать. Вообще батареи AGM могут храниться более долгое время, чем обычные аккумуляторы.

Уже освоено серийное производство аккумуляторов AGM, а это значит, что стоимость их значительно снижается. Тем не менее преимущества батарей AGM не обеспечивают им всеобщего признания.

Стоимость приобретения на 1 А.ч относительно стоимости приобретения на 1 цикл (разряд 50%)

Что сдерживает распространение AGM

Ежегодно в мире производят 110 млн. аккумуляторных батарей, но AGM составляют в этом объеме лишь незначительную часть. Во-первых, далеко не все производители АКБ занимаются изготовлением AGM, потому что эта технология сложнее традиционной. К тому же батареи AGM стоят дороже традиционных примерно в 2,0. 2,5 раза, поскольку дороже технологии их производства и используемые материалы. AGM приблизительно на 30% больше и тяжелее, чем обычные аккумуляторы такой же емкости.

Батареи AGM более чувствительны к перезарядке. Зарядные устройства, которые сейчас используют в машинных парках для зарядки обычных аккумуляторов, непригодны для зарядки AGM и могут вывести их из строя за несколько часов. Для AGM требуются зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не более ±1%. Специальные приборы для зарядки батарей AGM могут стоить более 30 тыс. руб. каждый. Тестеры для проверки батарей также могут быть непригодны для AGM и потребуют замены или перенастройки. Видимо, потребуется заменять реле-регулятор генератора на машине на более точный прибор. Вероятно, и обслуживающий персонал придется специально обучать работе с AGM. В общем, процесс зарядки аккумуляторов AGM в любом случае потребует больше внимания по сравнению с традиционными аккумуляторами.

Не рекомендуется использовать батареи AGM при температурах выше 50 °С, так как их срок службы существенно сокращается при высоких температурах. Аккумуляторы AGM категорически нельзя применять вместе с обычными свинцово-кислотными батареями. Они могут работать только с такими же по сроку службы и емкости аккумуляторами AGM.

Если на обычные АКБ производители обычно дают гарантию 18 месяцев, то на AGM гарантия не более 24 месяцев, т. е. при увеличении цены вдвое гарантийный срок возрастает лишь на 25%.

В настоящее время много батарей AGM производится в Китае, они дешевле аккумуляторов американского и европейского производства, но об уровне их качества достоверных сведений в печати пока не публиковалось, возможно, он соответствует оригинальному, а возможно, и нет.

Массовый коэффициент относительно удельной емкости по объему

Гелевые аккумуляторы

«Все новое – это хорошо забытое старое». В этой поговорке немалая доля истины, в чем я в очередной раз убедился, ознакомившись с устройством гелевых АКБ. Когда-то в детстве из мальчишеского любопытства я разбил молотком батарейку от карманного фонарика и обнаружил внутри едкое желеобразное вещество, а позже я узнал, что это электролит.

Аккумуляторы AGM иногда путают с гелевыми батареями (англоязычное обозначение GEL), также относящимися к необслуживаемым. Однако между ними существует принципиальная разница: в AGM электролит содержится в виде жидкости, абсорбированной прокладками, а в гелевых, как следует из их названия, электролит находится в состоянии геля. В качестве загустителя электролита применяют силикагель (SiO2), алюмогель и др. Сегодня мы не будем подробно рассматривать электролитические «гелевые» элементы, потому что они практически не применяются на тяжелой технике и лишь иногда – на садовых косилках и других малых машинах.

Интересное исследование провели американские маркетологи (см. графики). Они сравнили удельные экономические показатели нескольких АКБ разного типа: традиционной конструкции, AGM и гелевой. Как видно из графиков, по выбранным исследователями параметрам у батарей AGM и гелевой показатели «средние» – не оптимальные, но и не самые худшие.

Итак, что же выбрать: сэкономить при покупке обычной батареи или потратиться на AGM?

AGM, конечно, не лучший выбор для любой сферы применения, но в определенных тяжелых условиях эксплуатации, где их преимущества будут приносить наибольшую выгоду, их можно и надо использовать.

Одна из самых больших ошибок, которую допускают владельцы машин при покупке АКБ, это то, что они выбирают ее по единственному критерию – цене. Следует проанализировать, какие нагрузки должна будет выдерживать батарея во время эксплуатации и какое техническое обслуживание для нее потребуется. Именно по этим параметрам аккумуляторы AGM могут значительно превосходить аккумуляторы традиционной конструкции и в случае использования принесут владельцу ощутимую выгоду.

Плюсы и минусы AGM аккумулятора

AGM аккумуляторы: преимущества и недостатки

Главная особенность AGM аккумуляторов — их практически не нужно обслуживать. Это более усовершенствованные модели обычных свинцово-кислотных аккумуляторов или аккумуляторов VRLA, имеют улучшенные показатели и характеристики. В этой статье рассказываем, что такое AGM, для чего предназначены такие батареи, в чем их преимущества и недостатки. Разберемся, как выбрать устройства и как их обслуживать, чтобы продлить срок службы.

Что такое свинцовый аккумулятор AGM

AGM — это технология производства аккумуляторных батарей. Расшифровывается как Absorbent Glass Material и переводится как «абсорбированное стекловолокно».

Абсорбировать — значит впитывать. В данном случае используется пористая прокладка из стекловолокна, которая пропитывается электролитом и устанавливается между свинцовыми пластинами. Такая технология позволяет сократить количество серной кислоты в аккумуляторах, тем самым снизить объем газов, выделяющихся в процессе заряда. Получается, что электролит есть, но он находится в этих матах, как в губке, он там заперт — не вытекает.

С одной стороны этой прокладки размещается положительно заряженная

пластина, а с другой стороны — отрицательная. Сепаратор между ними предотвращает короткое замыкание и увеличивает проводимость. Блок несильно сжимается, припаивается и получается прочно соединенный «сендвич». Благодаря плотному прилеганию к микропористому материалу свинцовые пластины не рассыпаются, поэтому глубокие разряды им не страшны.

Сами пластины изготавливаются из высокочищенного свинца, который обладает наименьшим сопротивлением. Эта особенность повышает характеристики заряда и разряда АКБ.

Внутреннее наполнение может быть двух видов: плоские банки или спиральные.

Рекомендуем к прочтению:

  • Замена аккумулятора на Пежо 308
  • Снять аккумулятор на Лада Калина
  • Замена АКБ на Haval

Специфика AGM батареи

Батарея AGM полностью герметична. Эти модели не выделяют никаких газов и могут использоваться в бытовых и жилых помещениях. Применяются в промышленном оборудовании, спецтехнике, мототехнике, машинах с двигателями «старт-стоп» и большим количеством электрооборудования на борту.

Срок службы АКБ достигает 7-10 лет, при правильной эксплуатации. Это почти в 2 раза выше, чем период эксплуатации без потери качества свинцовых аккумуляторов. Гелевые разновидности до сих пор вне конкуренции, их срок службы составляет больше 8 — 12 лет.

Работать АКБ может в любом положении, но только не в перевернутом состоянии, чтобы клеммы не оказались внизу и случайно не произошел контакт с металлическими деталями. AGM-аккумуляторы стабильно работают при низких температурах и очень устойчивы к вибрациям.

Как зарядить аккумулятор AGM

AGM-аккумуляторы, как и батареи других типов, заряжаются от стационарных зарядных устройств. При этом срок зарядки гораздо меньше, чем в случае с кислотно-свинцовыми модификациями. Конструкция и принцип работы АГМ позволяет подзаряжать устройство еще в момент торможения двигателем.

Сначала устройство вынимают, дают "остыть" не менее 5-6 часов, если перед этим автомобиль использовался. Далее подключают з/у согласно инструкции. Для безопасной зарядки следует придерживаться следующих параметров:

  • выбирать напряжение в пределах 14,2-14,4 В;
  • когда аккумулятор почти заряжен, выставляют сниженный зарядный ток вдвое от первоначально установленного
  • на третьем этапе выбирают заряд стабилизированным током: сила тока должна быть в пределах 10% от емкости батареи;
  • не допускать нагрева корпуса АКБ, при нагревании сразу же отключать зарядку.

Большинство автоматических зарядных устройств имеют специальный режим зарядки AGM, который и нужно выбирать.

Обратите внимание, не разрешается «прикуривать» от другого автомобиля.

Достоинства и недостатки AGM батареи

Технология AGM известна с 1970-х годов. Аккумуляторы хорошо зарекомендовали себя, поэтому многие крупные автопроизводители устанавливают их в новые автомобили.

Среди достоинств AGM-аккумуляторов можно выделить следующие:

  • Выдерживают большое количество циклов полного разряда. Производители заявляют до 300.
  • Устойчивы к температурам. Допустимый диапазон от -30 до +60 градусов.
  • Безопасны для использования внутри помещения.
  • Быстрая зарядка. Заряжаются в 2-3 раза быстрее, чем обычные кислотные.
  • Устойчивы к глубокому разряду.
  • Высокий пусковой ток, диапазон от 550 до 900 А/ч
  • Долгий срок службы. Средний — 7 лет.

Недостатков у АГМ не много, но они есть. Например, нельзя допускать их перезаряд . При превышении тока заряда более 30% номинальной емкости он может выйти из строя. Высокая цена, если сравнивать с обычными кислотными АКБ, тоже относится к минусам, однако стоимость обычно оправдана.

Как и все аккумуляторы, AGM нельзя хранить в разряженном состоянии. Также автовладельцы называют еще один недостаток – большой вес, но этим грешат все аккумуляторные батареи для авто и крупной техники.

Как правильно выбрать?

АГМ-аккумуляторы следует выбирать так же, как и любые другие модификации. В первую очередь берут во внимание технические параметры:

  • полярность (прямая, обратная);
  • пусковой ток;
  • емкость АКБ.

Нужно смотреть на характеристики, допустимые для вашего авто. Воспользуйтесь системами подбора АКБ по марке автомобиля или его vin-коду.

Требуется обратить внимание на габариты устройства, они должны подходить под штатное место аккумулятора в авто. Если параметры устройства будут меньше, то для его установки понадобятся дополнительные прокладки, чтобы появилась возможность подсоединить клеммы. Конструкция не всегда получается прочной. В противной ситуации, если аккумулятор большой, он просто не поместится на штатное место. Покупать устройство "впритык" не нужно, батарея должна вентилироваться.

На корпусе добросовестные производители указывают значки стандартов качества: ГОСТ, SAE, EN и другие). Если их нет, лучше выбрать другой аккумулятор. Кроме того, так удается выявить подделку: например, на корпусе устройства, отвечающего стандарту SAE не фиксируют емкость модели.

Аком Ultimatum AGM (70 A/h), 760А R+ один из самых востребованных AGM-аккумуляторов российского производства. Несмотря на высокий процент брака, пусковые значения его и незначительный саморазряд привлекают автовладельцев.

Из моделей европейского производства выделяют Banner Running Bull AGM 58001 (80 A/h), 800А R+. Он подходит для иномарок и отличается долговечностью. Из недостатков только цена, которая выше по сравнению с аналогами.

Exide Dual AGM EP800 (95 A/h), 800Wh, 850A – еще один популярный аккумулятор европейского производства. Отличается возможностью использования как тяговый или стартерный АКБ.

Обратите внимание, эксперты советуют не покупать устройства, дата выпуска которых превышает 6 месяцев на дату покупки.

Режимы работы аккумуляторов AGM

Аккумуляторные батареи AGM обычно эксплуатируются в двух режимах: буферном и циклическом:

  1. Буферный режим. АКБ подключается к сети и постоянно подзаряжается. Если источник энергии отключается, то батарея отдает свой заряд оборудованию. Такая система может использоваться в качестве бесперебойного источника питания или в качестве накопителя в солнечных электростанциях.
  2. Цикличный режим. Устройство проходит регулярные циклы зарядки и разрядки, откуда и название. В ситуации, когда батарея полностью разряжена, ее заряжают и снова устанавливают в авто до разряда.

Чтобы продлить срок службы аккумулятора, необходимо периодически проверять уровень заряда.

Читать также:

Обслуживание батареи AGM

Хоть и AGM-аккумуляторы позиционируют себя как «необслуживаемые» батареи, это не совсем так. В такие устройства просто не требуется долив воды, поскольку она не предусмотрена технологией и конструкцией. То есть владелец не сможет заглянуть внутрь и посмотреть уровень электролита. Однако обслуживать АКБ все-таки нужно — стоит следить за уровнем заряда, не допускать долгого хранения в разряженном состоянии.

Но следить за чистотой клемм все-таки придется. Если их поверхность загрязнена, или окислена, токопроводимость ухудшается или прекращается, батарея будет быстро разряжаться и выйдет из строя.

Заключение

Теперь автовладельцы знают, что это – AGM. Этот тип аккумуляторных батарей, которые пользуются значительным спросом в последнее время. Недостатков у таких модификаций минимум, а преимуществ достаточно для полноценной эксплуатации длительный срок. АГМ-аккумулятор требует минимального обслуживания: внутрь устройства заглядывать не обязательно, уровень электролита проверять не нужно, главное – не допускать сильного разряда и перезарядки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *