Характер дефектов валов, шестерен, подшипников и способы их устранения

subccars-215

Валы подвергаются воздействию повышенных статических и динамических нагрузок, которые вызывают напряжения изгиба и кручения; шлицы и шпонки работают на смывания и испытывают действия трения скольжения, что приводит к износу поверхностей сопряжения. Устраняют дефекты валов наращиванием поверхностей, а затем механической обработкой до размеров по чертежу. Прогиб валов ликвидируют правкой.

Шестерни, как и валы, нагруженные статическими и динамическими силами. Зубчатые передачи работают в условиях трения скольжения и качения на рабочих поверхностях зубьев возникают значительные контактные напряжения и напряжения изгиба. Рабочие поверхности зубьев могут иметь механические повреждения (трещины, изломы, забоины) и отрабатываются они по толщине. Зубья с механическими повреждениями, как правило, не восстанавливаются. Для восстановления валов используется наварка шейки коленвала. При наличии трещин коленвал ремонту не подлежит, только замена коленвала.

Износ поверхностей сопряжения с подшипниками, шлицев и шпоночных пазов с шестернями наращивают и обрабатывают механической обработкой до размеров по чертежу. Шпоночные пазы можно восстанавливать и под ремонтные размеры.
Подшипники испытывают действия силы трения, корректировка, температуры, вибрации, переменных по величине многократных контактных нагрузок.

В процессе работы в подшипниках возникают срабатывания, механические коррозионные повреждения тел качения, износ поверхностей сопряжения, увеличиваются зазоры и неравномерность вращения.

Выбраковывают подшипники из-за увеличения зазоров (75 %), износ поверхностей сопряжения (21 %). Повреждения рабочих поверхностей дорожек и тел качения встречаются у 11 % подшипников, поломки деталей — в 9 %.

Бракованные подшипники ремонтируют на специализированных предприятиях.

Дефекты вала, шестерни, подшипников, технические условия на их дефектацию приведены в нормативах; схемы измерений параметров вала, шестерни, подшипников приведены в нормативах. Результаты измерений размеров вала, шестерни, подшипника приведены в нормативах.

Последовательность выполнения работы.
1. Ознакомиться с методическими указаниями выполнение лабораторной работы и образцом отчета о ее выполнении. Изучить конструктивно-технологическую характеристику вала, шестерни, подшипников, условия их работы, возможные дефекты и способы их устранения.

2. Подготовить входные данные для дефекации вала, шестерни, подшипников.

3. Ознакомиться с организацией рабочего места для дефектации вала, размещением оборудования и инструмента, документацией и справочной информацией. Изучить оборудование для дефектации вала, правила пользования инструментом. Подготовить измерительный инструмент.

Повторить правила техники безопасности.

4.Определить состояние вала,шестерни, подшипников.

Проконтролировать оснащение рабочего места для дефектации шестерни, подготовить измерительные инструменты.
Внешним осмотром выявить изломы, трещины, выкрашивание, шероховатости, забоины и заусенцы на рабочих поверхностях зубов, рабочих поверхностях шестерни.

Разместить статью в соц. сетях и закладках: